В крайний день нашего пребывания в Беларуси мы отправились на торфодобывающее предприятие «Усяж» в минской области. Запасы торфа в Беларуси считаются стратегическими, поэтому до сих пор производится их разработка на государственном уровне. Напомню, что о посещении российского торфопредприятия я писал здесь.
По пути, недалеко от выезда из Минска, удалось запечатлеть мемориальный комплекс «Курган Славы».
Добравшись то торфопредприятия, мы первым делом прослушали небольшую лекцию о специфике торфодобывающей отрасли Беларуси, которая сводилась, в общем-то, к тому, что торфу в качестве топлива сложно конкурировать с другими источниками энергии, а также что дотации от государства весьма небольшие. На фото — проходная завода.
Если на БЕЛАЗе перед заводом красуется посеребренный самосвал, то здесь — посеребренный прицеп для сбора торфа.
На фото ниже — общий вид от проходной на цеха завода. Как и на большей части территории страны, тут небогато, но чисто.
В отличие от весьма старого оборудования, которое нам предстояло увидеть в цехах завода, центр управления выглядит весьма современно. Все производство автоматизировано. Напомню, что в общих чертах оно заключается в просеивании добытого торфа, его сушке и прессовании в брикеты.
Торф поступает с полей по узкоколейной железной дороге. На фото — вагонопереворачивающие установки. Хотя вагоны можно разгружать и обычным способом, через нижние люки, автоматизированная разгрузка все же быстрее. Вагоны затягиваются в механизм лебедкой, отцепляются от состава и переворачиваются вверх колесами.
Торф высыпается в приемную камеру, где сепарируется от крупных фрагментов и далее по транспортеру (на фото) поступает на завод.
Далее нас провели по основным цехам, где можно было ознакомиться с этапами обработки торфа. Как уже писал выше, оборудование преимущественно старое (возможно, советских годов).
Погрузочный фронт приводится в действие человеком. Торфяные брикеты сыплются в подъезжающую снизу машину, обдавая все вокруг облаком бурой пыли.
Далее мы отправились на этом узкоколейном тепловозе на торфяные поля, которые сначала мне представлялись более интересным объектом, чем оказались на самом деле, поскольку я ожидал увидеть леса и болота по образцу Алапаевска или Мезенки, где я уже бывал…
Белорусский же вариант торфяных полей выглядит более прозаично. То есть, это именно поля)
Если на обычной железной дороге шлагбаумы перекрывают проезжую автомобильную часть, то тут наоборот. Когда поезд подъезжает, помощник машиниста выходит, поворачивает шлагбаумы, а после того, как поезд проехал, возвращает их на место.
Из интересных и живописных объектов на пути нашего следования на торфоразработку также хочется отметить этот мост над рекой.
Вереница прицепов для сбора торфа. Цепляются эти «домики» к обычному трактору, механизм приводится в действие карданной передачей. Тут все стандартно — в России используются точно такие же.
А вот агрегат для формирования торфяных курганов для просушки выглядит намного более современным, чем аналогичный на Мезиновском торфопредприятии. Напомню, что торф сушится в курганах со склонами под определенным углом, что препятствует проникновению дождевой воды внутрь.
Валковательная установка. Сгребает верхний слой торфа в валки, по которым затем проезжает трактор с «домиком» и собирает его в кузов.
Ну и так, в завершении рассказа, просто фотография колоритной белорусской остановки где-то вдалеке от суеты. После торфопредприятия мы пообедали и выдвинулись в сторону Москвы, где были примерно в 1 ночи.
Расширенная галерея этого дня: