Плато Путорана, день четвертый

На четвертый день, 30 июля, мы с Максимом прибегнули к небольшой хитрости. Так как овощная программа с ходьбой на три километра со скоростью 1 км/час нас совершенно не устраивала, я поговорил со старшим гидом Чингисом и объяснил, что у нас спортивные интересы, и при покупке тура нам обещали, что будет разделение группы по уровню физподготовки. Что мы хотим ходить и смотреть, а не сидеть и ждать.

В итоге с нас взяли расписки, вручили рацию, фальшвеер и гуделку от медведей и сказали, что мы можем катиться на все четыре стороны попытаться сходить на плато по тропе, по которой никто из гидов пока не ходил, но она там якобы есть. Соблюдая технику безопасности и не геройствуя, конечно. Также Чингис предупредил, что именно в этих краях он лично видел медведя.

Нас такой расклад вполне устраивал, хотелось хоть разок пройти в свою силу, никого не дожидаясь и делая остановки там, где хочется. К месту старта нас забрасывали двумя заходами на лодках, и мы поехали с первой группой. На берегу они остались ждать вторую часть, а нам показали точку на горе (на фото выше она выглядит как вершина слева) и помахали ручкой.

Первую часть маршрута пробежали очень быстро, так как она представлял собой тропинку с небольшим набором по красивому лесу из лиственниц. Следуя совету, мы громко разговаривали и вообще старались шуметь, чтобы возвестить обитателей леса о своём приближении. Забегая вперёд скажу, что медведи нам не повстречались и всё прошло нормально.

Дальше набор стал более ощутимым и каменистым. Леса становилось меньше, а курумника больше. За счёт своего 25-слойного строения из базальтов и туфов, плато разрушается неравномерно, поэтому имеет ступенчатый вид. Чередуются сыпухи, базальтовые стенки и ровные полки. Поднимаешься ещё выше — снова сыпуха — стенка — полка, с каждой из которых открывается всё более шикарный вид на озеро и противоположные горные массивы.

По куруму надо идти, соблюдая осторожность. Наступая на каждый камень, надо убедиться, что он хорошо лежит и никуда не поедет. Тем более надо учитывать человека, который идёт за тобой снизу, так что мы старались двигаться параллельными траекториями, а не строго один за другим. Но всё равно наше восхождение проходило в хорошем темпе.

С одной из полок мы даже видели далеко внизу, на берегу, как пришла лодка со второй частью группы, и как они потом растянулись по лесу цветной цепочкой, следуя по той же тропе, с которой мы начинали свой путь. Только затем они ушли левее (если стоять спиной к озеру) в сторону каньона безымянной реки, на которой собирались сидеть весь день у водопада.

Наконец мы поднялись на такую высоту, где уже не было никаких деревьев и кустов, а на земле встречалась только травянистая растительность, цветы, мхи да лишайники. Тропа местами едва угадывалась, потому что здесь ходят только дикие туристы, коих очень мало. Так что временами нам приходилось останавливаться и изучать склоны на предмет: какого направления выгоднее придерживаться, чтобы миновать неприятные участки осыпей. А иногда встречались каменные туры, которые подбадривали нас, показывая верное направление.

Было жарко на солнце, но чем выше мы поднимались, тем свежее и сильнее становился ветер. Подъём становился всё более сложным. Местами приходилось преодолевать большие подъёмы исключительно по курумнику или мелкой сыпухе. В таких местах нужно учитывать ещё и возможность спуска. Потому что забраться вверх иногда бывает проще, чем вернуться.

GPS здесь у меня не ловит вообще, а Максиму иногда удаётся произвести позиционирование и определить нашу высоту. Также мы можем сравнивать своё положение по отношению к противоположным горам плато, зная, что они примерно одинаковые по высоте — в районе 1100 метров. Периодически выходим на связь по рации и сообщаем Чингису о своих действиях.

Но время бежит, и не так много его остаётся, чтобы дойти до плато и спуститься вниз к группе возле водопада. Максим взгрустнул, и я тоже понял, что, скорее всего, даже нашего темпа не хватит, чтобы вот так сходу подняться. Было бы в запасе пара часов — другое дело. Но мы много времени тратим на поиск пути, тропы здесь уже нет. И вот, наконец, упираемся в опасный участок — примерно 10-метровая отвесная стенка с проломом, через которой вынесена конусом мелкая сыпуха. Она совсем не держит. Наступаешь и едешь вниз. Спускаться по такой будет очень опасно, учитывая, что затормозить особо негде — дальше такая же крутая сыпуха и курумы, по которым можно загреметь далеко вниз. Решаем на сём разворачиваться и не рисковать.

Судя по всему, мы остановились на высоте 750-800 метров и трудно угадать, какими были бы эти 200-300 оставшихся метров набора. Ну а дальше мы довольно быстро поскакали вниз, разве что выбрали другой маршрут, нежели тот, по которому поднимались, чтобы исключить ещё один неприятный участок с отвесной стенкой, где мы пролезли, цепляясь за корни и ветки кустов. Большая часть нашего спуска состояла из среднего и мелкого курума — не сыпухи.

К верхнему водопаду мы пришли как раз в тот момент, когда группа уже собиралась и выдвигалась вниз. Но поскольку у нас на сегодня были индульгенции, мы могли задержаться здесь и потом догнать их ходом по дороге на главный бивак, где должен был быть обед и Чингис пёк картошку и всё те же бутерброды с колбасыром — в фольге на углях. 🙂

Водопад, в принципе, уже привычный нашему глазу, но довольно полноводный. Больший интерес вызвала базальтовая столбчатость, имеющая тут строго вертикальное направление. Какие-нибудь пара-тройка тысяч лет — и один из столбиков отвалится и разобьется на курумы. А потом второй…

Направляемся вслед ушедшей группе. Приятно побродить по этим местам не шумной толпой, а маленькой группой или даже одному. Тропа идёт вдоль каньона, и скоро взгляду открывается ещё один водопад, более красивый и высокий. К нему можно подойти и сверху, и снизу, спустившись с полки по тропе.

Наконец выходим к биваку. На фото ниже видно слева от центра фигурку в красной футболке — это Чингис. Вообще с ним вышло забавно. Когда мы начали спуск со своего маршрута, сообщили по рации, но Чингис не ответил. Когда пришли к группе, его вызванивал Саша — тоже безуспешно. И потом мы увидели, что он просто спит на бревне от нечего делать. Под охраной Дуси, конечно.

На биваке пообедали стандартным набором провианта плюс печёной картошкой. Поскольку гиды каждую неделю ведут новую группу по тем же местам, на таких стоянках они оставляют в кустах большие котелки или чайники для приготовления чая, чтобы не таскать их каждый раз с собой. В конце сезона все их уносят обратно в лагерь.

После еды ещё долго сидели и отдыхали. Я даже подремал немного, лёжа на мху. Клещей здесь можно не опасаться — на плато Путорана их нет вообще. Затем первую часть группы отправили на берег для возвращения в лагерь. Мы же ещё минут тридцать подождали и тоже направились к озеру Лама.

В ожидании лодки желающие помочили ноги в озере, а Валерий даже искупался. Вот такой выдался продуктивный для нас с Максимом день, находили около 10 километров, а ведь могли бы просто просидеть эти несколько часов у водопада. Завтра, 31 июля, было запланировано восхождение всей группы на плато над идолом.