Плато Путорана, день пятый

Наконец наступил день, когда мы должны были подняться всей группой на само плато. В два захода нас доставили лодками к старту маршрута километрах в пяти от лагеря, и мы начали неспеша подниматься на первую «ступеньку» плато, поросшую лесом. Тут стоит старый деревянный идол.

Чингис сказал, что ему несколько сотен лет. Я думаю, что он в лучшем случае прошлого века. Вряд ли сухое дерево выдержит в течение пары сотен лет дожди, снега, ветра и низовые пожары. Тем более видно, что он немного подгоревший.

Разумеется, туристы оставляют возле него всякие вещицы. В основном — орешки из походного набора. Местные суслики будут рады. От идола продолжаем движение по грунтовой тропе через лиственничный лес. Начало маршрута похоже на наш вчерашний экспромт.

Всей группой идём медленно. Часто останавливаемся для отдыха. День намечается жаркий, так что хотя бы пока прячемся в тени деревьев, но скоро они закончатся, и нам придётся подниматься по голому склону. Хотели сегодня стартовать раньше, даже встали для этого раньше. Но организаторы не смогли договориться между собой, что-то напутали с лодками, в итоге мы вышли на маршрут даже позже обычного, в самую жару.

За границей леса начинается курумник. Я обратил внимание, что отдельные представители нашей группы ходят по нему легко, некоторым он даётся с большим трудом, особенно на склонах, где они ползут по нему фактически на четвереньках. Это же касается и спуска вниз: у некоторых это получается лучше подъёма, кто-то наоборот еле ползёт.

Через некоторое время добрели до водопада. Точнее, до того, что от водопада осталось к началу августа. Со слов гидов, это последнее место, где можно набрать питьевой воды. Дальше она будет (если будет) только на самом плато в виде маленького ручейка. Так что сидим, отдыхаем, набираем воду.

В противоположную сторону от этой остановки видно нашу базу, она расположена в полукруглом выступе берега, вдающемся в озеро Лама. Далее сверху хорошо будет видно, что напротив каждого ущелья есть такие полукруглые выступы — это конусы выноса рек, которые в июне полноводны и за многие тысячелетия выносят к озеру тонны горной породы.

Мне показалось, что сегодня зона леса длилась дольше, чем вчера, хотя на склонах он везде плюс-минус заканчивается на одной высоте. Скорее всего, мы пересекали его под более пологим углом, а вчера тропа более круто уходила вверх. Ну и скорость ходьбы сильно отличалась.

На высоте около 400-500 метров лес переходит в кустарник, стелющиеся карликовые деревья и разнотравье с обилием в это время года ярких цветов. Не Скалистые горы Колорадо, конечно, но и высота здесь не та. Находим тень за кустами, крупными камнями и снова отдыхаем.

Маршрут несложный. Да, тропа постоянно идёт в гору и под ноги надо смотреть, но никакой специальной подготовки для такого восхождения не требуется. Эта гора является самой лёгкой для захода, поэтому сюда и водят все группы без исключения. Чингис сказал, что в среднем подъём занимает 4,5 часа. Мы с Максимом прикинули, что вдвоём мы бы забежали здесь из двух часов…

А вот как раз и Максим. Хочется убежать вперёд, но далеко от группы мы уйти не можем, так как гиды несут за нас ответственность и переживают, если мы исчезаем из видимости. Так что приходится короткими перебежками подниматься, а потом поджидать вереницу отстающих.

Чем выше поднимаемся, тем прекрасней становится вид на озеро Лама и соседние плоские вершины. Здесь они все плюс-минус одинаковые, а самая высокая точка плато Путорана — гора Камень — 1701 метр, что, в общем-то, совсем немного. А ещё пишут, что именно на плато Путорана находится географический центр России.

Попадаются каменистые участки и небольшие осыпи, но всё это легко проходится, особенно если есть трекинговые палки. Я в своё время покупал их перед поездкой на Камчатку и теперь всегда беру с собой в походы, где нужно много ходить вверх-вниз. Помогают сохранять устойчивость на неровной поверхности и хорошо разгружают колени на спусках.

Если верить летописцам нашего восхождения, на плато мы вышли за четыре часа с копейками. В верхней части подъёма он представлен исключительно курумником среднего размера. Мы всё время удивлялись, как наша собака Дуся умудряется сохранять равновесие и бегать вверх и вниз по таким тропам, где человеку бывает страшно. А ещё она любила сесть поодаль и созерцать прекрасные виды.

А сверху плато действительно ровное. Почти. И состоит из такого же курумника, скрепленного местами невесть откуда взявшимся тут грунтом, мхами, лишайниками и изредка травой. Кое-где даже виднеются нежно-зелёные подболоченные «лужайки». Конечно же, зимой тут всё скрыто под большим слоем снега и льда.

Наверх мы вышли первыми, так что было несколько минут пофотографировать лунные пейзажи. Вопреки ожиданию, сегодня ветра практически не было. Дальше наш маршрут шёл через плато порядка полутора километров к противоположному краю, где мы должны были обедать нашими любимыми бутербродами с колбасыром 🙂

Открывается вид на безмолвные просторы, не изуродованные деятельностью человека. Если взять палатку и уйти по плато перпендикулярно озеру, то можно ходить долгие дни и недели, не встречая людей. Или сплавляться на байдарке по системе рек и озёр, как это делают некоторые любители. Но это уже задача не для новичков и требует хорошей физподготовки и туристического опыта.

Фотография ниже сделана недалеко от того места, где мы обедали. На краю плато был прочный уступ с панорамным видом, так что сюда по очереди приходили многие участники группы, чтобы помедитировать. Кстати, напротив находится та самая гора, которую вчера мы с Максимом пытались штурмовать. По косвенным признакам рельефа узнали на ней некоторые точки, которые проходили.

Отсюда кажется: чего там сложного, иди вон по тому гребню, и будешь на вершине. А когда оказываешься на месте, появляются всякие коварные осыпи, стенки и прочее. На фотографии ниже видно то самое место, откуда сделана предыдущая фотка — там стоит девушка в белой кофте (слева). А у основания курумника сидит наш гид Чингис с собакой.

Кстати про Чингиса. Он из Бурятии, заканчивал физтех, а в последние годы много путешествует. Третий сезон летние месяцы работает гидом на базе «Бунисяк», а в межсезонье ездит по северам. Увлекается травничеством, много общался в прошлые годы с хозяином турбазы на темы коренных народностей, шаманизма и всякой мистики.

Пока группа отдыхала после перехода, а Чингис и Валерий грели чай, Саша предложил нам с Максимом немного прогуляться вглубь плато. По его словам, там должен был остаться большой снежник, с которого можно кататься на санках. По пути встретили вот такую глыбу, висящую на двух круглых камушках. Интересно, сколько тысяч или даже миллионов лет она так пролежит?

Встретились нам по пути и небольшие ручейки, образующие местами водоёмчики, достаточные по размеру для погружения в них бутылки, чтобы набрать воды. Вся вода здесь — это талый снег и лёд, кристально чистая, но практически не содержащая никаких минералов. Долго пить такую воду не очень полезно для организма, потому что он теряет большое количество солей для выравнивания осмотического давления.

И снежник действительно обнаружился. Уже довольно мягкий и рыхлый. Но всё равно это здорово, в конце июля найти настоящий снег, не растаявший за лето. Саша даже попытался съехать по нему с горки на сидушке, но получилось так себе. Не разгонишься.

Побродили немного по этой локации и направились обратно к группе, которая уже приступила к поглощению обеда. Конечно же, Дуся всегда принимает самое активное участие в трапезе, и никогда не остаётся голодной. А сегодня я её даже поил на длинном участке подъёма, где не было источников воды.

У Дмитрия (слева в полосатой футболке) был с собой квадрокоптер, который он запускал в самых красивых местах. Так что и здесь, на краю плато, он немного «полетал» и даже сделал нам групповую фотографию. Кстати, Дмитрий был самым возрастным участником группы, что никак не сказывалось на его мобильности. Он везде ходил бодрячком и давал фору многим туристам среднего возраста…

Поскольку время шло к вечеру, нужно было возвращаться обратно той же тропой. Спуск занимает меньше времени: помогает гравитация, повышается за день координация движений, а также манит ужин и обещанная сегодня по возвращении настоящая баня.

Без приключений добираемся до берега, где нас возвращают на базу снова в два захода. Поэтому когда приезжает вторая часть группы, первая уже частично поужинала, а частично засела в бане. Но и нам перепало погреться, а потом попрыгать с пирса в ледяную воду озера. Хороший выдался денёк.