Плато Путорана, день третий

На третий день, 29 июля, я проснулся рано, около 6 часов утра, так что решил пойти на улицу в надежде сделать несколько фотографий с утренним туманом. Но сегодня погода стояла ясная, лишь небольшая дымка вдалеке. А на озере Лама не было ни малейшей ряби, полный штиль.

Вода кристально чистая и прозрачная до самого дна, но за ночь остывает ещё сильнее, так что с утра мы не купались. А вечером ныряли с синего надувного пирса, который видно справа на фото выше. Особенно здорово было в те дни, когда топили баню (таких дня было всего два), остальное время просто подогревалась вода. Но душа как такового нет — только ковшики в бане, которыми надо поливаться…

Изобилие моторных лодок на берегу не означало удобства нашей заброски к старту маршрутов, так как капитан был всего один (Николай) и ещё иногда небольшой моторкой управлял сын Олега — Никита, когда у него было настроение.

На фотографии ниже представлен дом, в котором мы жили (вид с заднего двора). Внутреннее пространство выполнено довольно оригинально и в то же время аскетично. Почти все комнатушки маленькие, кровати — старые советские или сделаны из досок. Кроме кроватей мебели никакой нет: ни тумбочек, ни шкафов, ни стола или стульев. При этом перегородки между комнатами не доходят до потолка, так что сохраняется общее пространство, в котором слышно каждое слово. Благо в нашей группе никто громко не храпел, а может мы просто хорошо спали и этого не слышали.

Почти весь второй этаж и частично первый заняты коллекцией атрибутов нганасанского быта. Есть тут и национальные костюмы из дублёной оленьей кожи, и медные ритуальные украшения, и орудия труда, и средства охоты, и трофеи. Но смотрится всё это немного хаотично. Коллекцией давно никто не занимался.

В боковинах третьего этажа располагается библиотека: с одной стороны — художественная литература довольно стандартного набора, а с другой — научная, и вот тут огромное количество книг по истории региона, минералогии, животноводству, целые издания по отдельным видам диких животных и птиц — промысловых и обычных. Так что даже у меня глаза разбежались, многое из этого я бы почитал, если бы остался тут зимовать 🙂

Побродив вдоль берега и по территории базы, решил лечь и досыпать несколько часов до завтрака. Всё равно раньше положенного времени народ не соберётся. А многие даже капризничали, что и в 9 утра им вставать рано!

Сегодняшний поход у нас намечался в долину реки Хойси, что относительно недалеко от лагеря. Общий километраж не должен был превысить 15 км фактически без набора высоты. Гидами этот выход позиционировался как «на выносливость» и «подготовительный к восхождению на плато». Сначала мы около 2 километров брели вдоль берега, где-то по камням, где-то по плавнику, а потом перешли на сырую лесную тропинку.

Дальше был небольшой подболоченный отрезок с голубикой, шикшей и морошкой, ради которого мы несли из лагеря резиновые сапоги и тут переобувались туда/сюда, оставив их потом на полянке до возвращения той же тропой. Затем начался небольшой подъёмчик и открылись красивые виды с одной стороны на Ламу, с другой — на горы плато.

Вскоре слева от нас по ходу движения послышался шум реки, а затем мы увидели и сам каньон с бурлящим потоком — реку Хойси, впадающую в самую верхнюю часть озера Лама, образуя с реками Талой и Бунисяк общее устье.

В каком-то месте крутая стена образовала ступенчатый спуск, по которому мы смогли подойти к реке. Фотография хорошо передала цвет воды — именно такой лазурной она и была! В этом месте устроили очередной привал. Желающие пофотографировались на камнях на краю стремительного потока. Дальше мы снова взобрались на высокий берег и продолжили движение на юг примерно 2-3 километра.

Так что спустя ещё час или полтора достигли самой удалённой точки нашего маршрута, где мы должны были обедать. Берег Хойси в этом месте практически выравнивался с водой, образуя небольшие бухты в стороне от стремнины, пригодные для купания. И что нас больше всего удивило — рядом с рекой до сих пор лежал огромный пласт льда со снегом, на котором женщины тут же начали фотографироваться в купальниках.

Погода действительно стояла очень жаркая, окружающие плоские камни отлично подходили для отдыха и прогревания на них после заплывов в ледяной Хойси. Здесь я купался больше всего — занырнул в реку шесть раз. Выходишь на берег — и под палящим солнцем высыхаешь полностью за какие-нибудь пять минут.

Пожалуй, такой лазурной и чистой воды в реке я раньше нигде не встречал… Дополнительно радует и то, что вокруг царит такая же чистота — не видно никаких признаков присутствия человека.

Время летит незаметно, и вот уже гиды вскипятили чай (хотя не понимаю, как можно пить горячий чай на жаре) и разложили наши сухие пайки. А питание на маршруте у нас было почти каждый день одинаковое: один бутерброд с колбасыром, белый (а скорее ситный) хлеб, пара банок кабачковой икры, несколько банок паштета. Пара пакетов варенья, конфеты, шоколад. В общем, 95% рациона — углеводы. Сегодня гиды дополнительно пожарили на решётке… хлеб 🙂

Это было бы ладно, если бы у нас не было вопросов к питанию на самой базе. Когда завтрак мог состоять из пустой отварной гречки, или из манной каши, или из квадратика омлета 5х5 сантиметров, или из молока с лапшой (привет, лапшичный суп из детства) — и это перед походом на целый день. Так что все догонялись опять же углеводами: печеньем, бутербродами с вареньем.

Ужин обычно был сытнее — там давали первое, второе и компот, но порции детские, добавки почти никогда не было. Более того, часто не хватало даже и основного горячего на несколько человек, так что могли предложить кому-то вместо куска мяса сосиску или варёное яйцо… Поэтому я никогда не наедался, и приходилось опять же закидываться углеводами.

Понимаю, что эта информация может казаться немного неуместной под этими фотографиями. Но я пытаюсь охарактеризовать наш отдых всесторонне, чтобы было понятно, насколько противоречивы были наши ощущения от этой прекрасной природы с одной стороны и от очень посредственного сервиса за огромные деньги — с другой.

На реке мы провели довольно много времени, купаясь и загорая, так что солнце даже начало клониться к горизонту. А поскольку мы находились в речной долине, то оно даже и скрылось от нас на какое-то время, пока мы на обратном пути вновь не вышли к озеру Лама и снова не увидели его уже по-вечернему мягкие лучи.

Дальше снова было упражнение с переобуванием в сапоги (многие потом в них уже и шли до лагеря), болотный участок, а потом долгая и медленная прямая по тропе вдоль берега и по самому берегу, где в вечерней прохладе нас атаковали комары. Народ страдал, но я репеллентом не пользовался, хотя их было действительно много, если сравнивать с разгаром комариного сезона в ногинском лесу.

За сегодняшний день прошагали действительно что-то около 15 километров с небольшим набором, но многим и это расстояние далось с трудом. Тем более, что в лагерь вернулись поздно — в десятом часу вечера. Поэтому на 30 июля гидами был назначен разгрузочный день — поход что-то в районе трёх (!) километров.