Камчатка-2020, день первый.

Как говорится, Камчатка — это место небывалых красот и загадочных природных феноменов, где мечтает побывать хотя бы раз в жизни каждый русский человек, но мало кто туда действительно добирается. Виной тому расстояние, дороговизна или отсутствие доступной информации (а может всё сразу) — я решил проверить на собственном опыте. Ведь чем сидеть мечтать — лучше действовать.

Что ж, задавшись этой целью еще летом 2019 года, я начал изучать форум Винского на предмет отчетов путешественников, и сразу понял, что информации действительно мало, особенно что касается нюансов и организационных моментов. Также выяснилось, что прямые билеты по приемлемой цене просто так купить очень сложно, их нужно «вылавливать», когда «Аэрофлот» выбрасывает в продажу блоки дотационных мест на те или иные даты. В итоге периодического двухмесячного мониторинга 12 ноября я таки стал счастливым обладателем прямых билетов в Петропавловск-Камчатский и обратно с 15 по 29 августа всего за 23000 рублей.

Билеты есть, дальше разберёмся по ходу дела. Времени до августа вагон, так что остается поставить отпуск в график на нужные даты, неспешно изучать информацию, а ближе к делу заняться бронированием гостиниц и отдельных поездок. И самое главное — не ожидать, что всё пойдёт по плану, потому что это поездка по России, к тому же в регион с довольно нестабильной погодой. Практически до последнего вообще было непонятно, откроют ли регион для туризма в связи с «пандемией», но хорошим парням везёт, поэтому всё сложилось благополучно, и пришлось всего лишь за три дня до вылета сдать тест на антитела, чтобы предоставить отрицательный результат по прилету. И вот я на борту Boeing-777, который всего через 8 часов приземлится на другом конце нашей страны.

Рейс выполняется авиакомпанией «Россия», так что по опыту полетов с ними я не ожидал никакого сервиса. Собственно, чуда не произошло, и на двух пайках еды и паре стаканчиков сока услуги закончились. Мультимедийные экраны по всему салону традиционно не работали, так что нельзя даже было посмотреть, где мы летим, на какой высоте и сколько осталось часов. И хотя вылет был вечерний (в 20 часов), мне не спалось. А с учетом набегающего навстречу дня (разница с Москвой 9 часов), приземлиться мы должны были в районе 13 часов уже нового дня, 16 августа. И вот, наконец, после холодных волн Охотского моря под нами замелькали какие-то горы.

Так-так, а где же огнедышащие вулканы со стекающей по склонам красной лавой и жерлами, извергающими в стратосферу пепел? )) Что-то пока таких не видно. Ну ладно, разберемся на месте, осталось совсем немного. Ну а дальше внезапно под нами вообще раскинулась равнина с полями, лугами и речками, так что если бы не цепочка гор на горизонте, я бы решил, что мы прилетели в какой-нибудь Ростов-на-Дону. На самом деле, Елизовская долина — едва ли не единственное плоское место на полуострове, пригодное для аэропорта. Обычно самолёты заходят с океана, но мы сели по прямой с Охотского моря. Видимо, так сегодня дул встречный ветер.

Аэропорт небольшой, в день сюда прилетает всего несколько самолетов, так что довольно быстро нас высаживают и отвозят в здание аэропорта, где сортируют по наличию/отсутствию теста на вирус. У меня он есть, так что, не тратя времени на сдачу анализа, я иду за багажом, после чего меня «встречает» (по цене такси) водитель от турфирмы, в которой я забронировал несколько поездок. Стандартная стоимость такси до города — 1500 рублей. Можно при желании доехать на автобусе, но я решил добраться побыстрее и остаток дня использовать для осмотра города.

Традиционная фотография по пути в Петропавловск-Камчатский, где останавливаются по просьбе все водители. Камчатка — здесь начинается Россия. Не верится, что я всё-таки уже здесь. В ясную погоду на заднем плане были бы видны «домашние» вулканы — Авачинский, Корякский и Козельский. Едем дальше. Водитель по пути рассказывает мне про районы города, про какие-то кафе и магазины, но я ничего не запоминаю. В гостинице, вопреки обещаниям «Букинга», карты к оплате не принимаются (на Камчатке вообще все очень любят наличные), так что приходится расплачиваться живыми деньгами. Забрасываю вещи в номер, переодеваюсь и сразу иду на расположенную рядом Мишенную сопку, чтобы посмотреть на город сверху, пока погода позволяет.

По пути стоят вот такие невзрачные, если не сказать хуже, пятиэтажки, обшитые листами ржавого железа, которые местами уже отвалились. Как мне рассказали позже, так выглядит утепление фасада, потому что дома построены из сейсмоустойчивого бетона, который при этом тоньше обычного, и зимой в условиях Камчатки промерзает. Собственно, проект домов делался для южных регионов страны, а воплотился почему-то здесь, но чему удивляться, это же Россия.

Также в глаза бросилась любовь местных жителей сушить белье на растяжках. Если рядом стоят два дома, то веревки натягивают от стены до стены, а если рядом склон сопки — то вот так вбивают в него швеллер, приваривают блок и натягивают веревку. Ну да ладно, тропа начинает серпантином подниматься на сопку, и чем выше забираешься, тем симпатичней начинает смотреться город (рассматривать город вблизи категорически не рекомендуется).

На сопку ведет приемлемого качества грунтовая дорога, так что при желании сюда можно заехать на арендованной машине. Местные гоняют даже на легковушках, хотя основная часть автопарка здесь всё же внедорожники, причем настоящие (и исключительно с правым рулем). Подъем довольно крутой и продолжительный (около получаса веселым шагом), набор высоты от подножия около 140 метров, а над уровнем моря — целых 375, так что обзор очень хороший.

Кстати, что касается фотографий, в этой поездке я всё меньше пользовался своим старым фотоаппаратом Olympus и всё больше телефоном Samsung A51, в котором добавили широкоугольную камеру, так что многие виды смотрелись на нём более выигрышно и красочно. К тому же, фотоаппарат очень быстро разряжался на холоде (а погода по большей части была не жаркой) и был весьма ненадежен в горах.

Вид на Авачинскую бухту и её более мелкие бухточки — Сероглазка (ближе) и Моховая (дальше). У Камчатского пивоваренного завода даже есть специальный сорт тёмного пива, который называется «Сероглазка». Сначала я думал, что это про девушку, а оказалось про бухту. 🙂

На противоположной стороне Авачинской бухты высится Вилючинский вулкан, но на фотографии (по центру) его почти не видно из-за облаков. Также там находится закрытый военный город Вилючинск, где располагается наша тихоокеанская база подводных лодок, и в дни их выхода/захода на базу весь рейд в Авачинской бухте закрывается на несколько часов, а бывает, что и дней.

Собственно, вершина сопки. Здесь выполнено некое благоустройство в виде пары досчатых тропинок, круглой смотровой площадки с перилами и крытой беседки. Практически постоянно тут дует очень сильный ветер, а в случае ухудшения погоды на вершину сразу же опускается облако, за которым можно уже ничего не увидеть. На фотографии выше вид на Петровскую сопку (слева, с салатовой проплешиной), Никольскую сопку (справа в воде, похожа на птичку) и на исторический центр города у ее подножия. Туда я дальше и направляюсь.

Троицкий собор и колокольня на Владивостокской улице. Судя по гугл-картам, которые не обновлялись с 2017 года, именно тогда здания и были построены, то есть, пока не видели сильных землетрясений. Хотелось бы надеяться, что колокольня не сложится, учитывая, что место постройки и так выбрано довольно опасное — на склоне сопки.

Апостолы Петр и Павел, чьими именами назван город. Памятник установлен в историческом центре на перешейке между Култучным озером и Авачинской бухтой и смотрит в море. В октябре 1740 года пакетботы «Святой апостол Павел» и «Святой апостол Петр» Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга вошли в Авачинскую бухту на зимовье. Именно Беринг назвал ее гаванью Святых апостолов Петра и Павла, и это зимовье считается датой основания города. Местные архитекторы находят много сходства (если не сказать больше) между этим памятником и Кириллом и Мефодием в Москве.

Здесь же, на площади, установлена стела «Город воинской славы» в честь присвоения 3 ноября 2011 года городу Петропавловск-Камчатскому данного почетного звания. В годы Великой Отечественной войны значение Камчатки, как стратегического важного пункта, существенно выросло, после чего военное обеспечение района получило стремительное развитие.

Часовня на братской могиле погибших защитников Петропавловского порта во время отражения нападения англо-французской эскадры в 1854 году. Установлена в 1912 году на месте деревянного храма во имя Александра Невского. Вот так аукнулась Русско-турецкая (Крымская) война на дальних подступах. Вход в гавань закрыл собой фрегат «Аврора», повернувшись к противнику левым бортом, потому что все орудия с правого борта были сняты и установлены на береговых защитных укреплениях, в том числе и на Никольской сопке.

Почему именно Авачинская бухта так привлекала мореплавателей и до сих пор носит важнейшее стратегическое значение? Всё дело в том, что это незамерзающая тихоокеанская бухта, являющаяся одной из крупнейших на планете и способной принять любое судно мира. Бухта защищена от штормов и по некоторым оценкам способна в себя вместить весь мировой торговый флот. Несмотря на расположение здесь порта, вода кристально чистая и очень холодная.

На фото выше вид на Никольскую сопку с Озерновской косы. В хорошую погоду, когда ветер не нагоняет волну, вдоль берега можно пройти справа от сопки до перешейка, по которому можно подняться на саму сопку к мемориалам и батарее Максутова. Когда волна перехлестывает береговую черту, забираться на сопку лучше слева, со стороны Старого города.

Сегодня я на Никольскую сопку не пошел, потому что уже вечерело, и меня довольно-таки сильно начинало клонить в сон, поскольку прошлой ночью я не спал. Осталось посетить ненадолго одно обязательное место — единственный в городе бар «Харатс», в котором можно найти крафтовое пиво, после чего отправиться смотреть сны, так как на раннее утро был назначен выезд на вулкан Горелый.

Расширенная галере этого дня:

2 комментария

  1. Красивые виды с сопки! Компьютерный клуб с осьминогом прикололи :). С нетерпением ждем продолжения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *