БЕЛАЗ-2016

В июне 2016 года я отправился в очередную поездку с ребятами из компании Поезд Напрокат, на этот раз в Беларусь. Также можно почитать про поездки с ними на Мезиновское торфопредприятие, в Екатеринбург и в Алапаевск.

Мы отправились из Москвы поздним вечером в пятницу, 10 июня, на арендованном компанией микроавтобусе, и к утру уже были в городе Жодино, где находится завод по производству карьерной техники БЕЛАЗ, первый пункт нашего промышленного маршрута по Беларуси. Всего лишь год назад на завод стали пускать экскурсии. Показывают пока не все.

На фото ниже один из наиболее старых карьерных самосвалов, произведенных на БЕЛАЗе. Ныне — просто памятник в сквере за территорией завода. Выкрашен в серебристый цвет. БЕЛАЗ — один из крупнейших производителей карьерной техники в мире.

Первым делом мы направляемся в музей при заводе. Куда же в Беларуси, да без Бацьки 🙂 Как-то он приезжал порулить самосвалом, о чем есть свидетельство в заводском музее. Также есть фотографии визита Уго Чавеса и многих других важных персон.

В музее завода собраны модели практически всех выпускавшихся здесь когда-либо самосвалов и прочей техники — автоцистерн для орошения карьеров, скреперов, тягачей… Про каждую модель можно прочитать подробные характеристики.

Карта мира, показывающая, какие страны используют в своих карьерах технику БЕЛАЗ. Всего завод экспортировал самосвалы в 80 различных стран. Каждый третий карьерный самосвал в мире был произведен на БЕЛАЗе. Так-то.

Территория предприятия огромна. Здесь ходят автобусы, которые развозят работников по цехам, так что есть настоящие автобусные остановки. Нас также прокатили в автобусе по заводу. Повсюду стоят собранные самосвалы, а также хранятся их отдельные части, которые по мере необходимости доставляются в сборочный цех.

На предприятии работает два конвейера. На первом собирают технику грузоподъемностью от 30 до 60 тонн, до 10 единиц в сутки. На втором собирают технику грузоподъемностью 90 до 240 тонн, до 2 единиц в сутки. Также есть цех сборки сверхтяжелой техники грузоподъемностью от 360 до 450 тонн. Для сравнения, обычные самосвалы, которые можно встретить на дорогах, перевозят порядка 15 тонн груза. На фото ниже — выставочная площадка сверхтяжелой техники, на которую приезжают иностранные делегации. По некоторым из этих гигантов можно лазить.

Самый большой в мире карьерный самосвал (у колесика скромно пристроился я) грузоподъемностью 450 тонн, а вес пустого самосвала — 350 тонн. На данный момент собрано 2 экземпляра, третий — в процессе сборки (она занимает 5 месяцев). Управляется одним человеком, максимальная скорость — 65 км/час. А вообще у завода есть заказ на самосвал грузоподъемностью 560 тонн…

Кстати, о колесах. Только две компании в мире могут производить покрышки, выдерживающие такую огромную нагрузку. Правильно, это Michelin и Bridgestone. Белорусский же производитель резины ( Белшина) пока поставляет колеса только для техники весом до 150 тонн. Диаметр колеса на фото — порядка 3,5 метров.

Этот самосвал чуть поменьше предыдущего — грузоподъемностью «всего лишь» 350 тонн 🙂 Человечек наверху — это я. Хотя самосвалы являются белорусскими, комплектующие в большинстве своем поставляются из-за рубежа. Про шины писал выше, а почти вся электроника (белые шкафы, расположенные за мной) производится компанией Siemens.

Вдали видна площадка другой крупной техники, которую нам не показывали. Также там находится тестовая «горка», имитирующая подъем из карьера, на котором обкатывают новую технику. За дополнительную денежку нам было предложено покататься (в качестве пассажиров) по этому полигону на самосвале, что некоторые участники экскурсии и сделали. На свежесобранные самосвалы сначала ставят б/у колеса и кузова, обкатывают, затем снова разбирают и отправляют заказчикам по железной дороге (уже с «нулевыми» колесами и кузовами). 450-тонный самосвал занимает при этом более 20 платформ. На месте эксплуатации командированные сотрудники завода снова собирают самосвалы уже для рабочего использования.

На фото ниже представлен 350-тонный самосвал, вид сзади. Как раз видно, что все покрышки на задних колесах имеют разный рисунок протектора — это б/у колеса на время обкатки.

Снова 450-тонный самосвал. Выждал момент, пока с него слезут все жаждущие. Смотришь на него — и не верится, что такого гиганта собрал человек.

Также нам показали изнутри цех сборки сверхтяжелой техники, в котором как раз собирали один из 450-тонных гигантов. К сожалению, фотографировать внутри не разрешается. После экскурсии мы направились в Минск, где нужно было заселиться в гостиницу, а на вечер у нас была запланирована еще одна экскурсия — на минский пивзавод «Аливария», про которую можно прочитать тут.

Все фотографии с БЕЛАЗа: