Плато Путорана, день первый

Наконец наступило 27 июля — день, ради которого мы проделали такой большой путь сначала с разных концов страны в Красноярск, а потом 2000 километров по Енисею. В 8 часов утра была запланирована встреча с группой у гостиницы Норильск, после чего нас должны были отвезти на реку Норилку, откуда производится заброска по воде на базу Бунисяк в самой дальней части озера Лама — порядка 170 километров.

Утром у гостиницы собралось примерно 10 человек (хотя в группе должна быть 14), нас посадили в микроавтобус и повезли на пристань. Дорога идёт в сторону Талнаха, по мосту пересекает Норилку. Сразу за мостом съезд — там нас и высадили. К этому же месту через 5 минут подошёл катер с противоположной стороны реки. Дело в том, что там какие-то сложные правила, и на той стороне пассажиров сажать нельзя 🙂

Сначала всё вроде бы шло как надо: вещи занесли на катер, расположили за кабиной снаружи, часть туристов устроилась в «каюте», мы расположились на корме, чтобы наблюдать за движением. Катер резво взял вперёд, и мост через Норилку стал быстро удаляться. Однако не прошло и десяти минут (а точнее, шесть), как мотор заглушили. Оказалось, что всё масло из двигателя вылетело в поддон из-за дырки в патрубке…

Начались созвоны по телефону, консультации, а тем временем течением нас несло обратно к точке отправления. 🙂 Затем капитан что-то помудрил с патрубками, залил в двигатель новое масло и на малом ходу дочалил до стоянки катеров на противоположном от места посадки берегу, где нас и высадили благополучно.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поломка оказалась фатальной для мотора. Но как выяснилось, существует и второй катер (на фото выше), которым должны были забрасывать вторую половину нашей группы. Правда если на втором катере повезут нас, то второй части группы придётся ждать для заброски его возвращения, а это 12 часов туда-обратно… Кстати, я так и не понял, как вышло, что группа разделилась на две части и нас забрасывали по отдельности.

Отправляемся во второй раз примерно спустя час после высадки с первого катера. Как выяснилось, за штурвалом на этот раз отец нашего предыдущего горе-капитана. Теперь мотор работает как часы. Каюта у нового катера более просторная, так что туда поместились все желающие, и только мы с Максимом, да ещё Лена и Наташа захотели путешествовать на свежем воздухе. А ещё перед отправлением к нам догрузили двух человек с большими рюкзаками. Как потом выяснилось, одного из них просто подвозили до озера Лама (как это вяжется с программой тура — непонятно), второй оказался из нашей группы.

Сначала наш путь пролегал вверх по течению Норилки. Река довольно узкая, с быстрым течением. Вокруг сновало много моторных лодок, на берегах тут и там виднелись рыбаки. Поскольку был субботний день, многие норильчане отправлялись на выходные в свои балки на берегах этой реки. Балок — это небольшой деревянный домик, часто на полозьях, приспособленный для жизни. Виднеются также и баньки по берегам. В общем, самозахватом многие себе устраивают загородные резиденции.

Река Норилка переходит в реку Талую, а далее начинается озеро Мелкое. Первую остановку нам устраивают при выходе в озеро Мелкое напротив островка, на котором располагается база МЧС. От точки старта пройдено 35 километров. Пляж здесь галечный, а береговая растительность представлена, в основном, карликовой ивой, красной смородиной и багульником.

Далее катер пересекает озеро Мелкое, длина которого до узкого перешейка, переходящего в озеро Лама, составляет около 25 километров. По пути нам выдают сухой паёк: горячий чай из термоса, бутерброды, конфеты. Снаружи сидеть довольно прохладно, поэтому на футболку я надеваю термокофту и мембранную куртку. Всю дорогу нас сопровождают гигантские слепни. Периодически их сбивает брызгами в бурлящий за катером поток, но они невероятным образом выныривают оттуда и снова взлетают.

По выходе в озеро Лама начинаются путоранские плоскогорья. Как видно на фотографии выше, до сих пор на них местами лежит снег!

Через каюту можно пройти на носовую часть катера, чем и пользуется женская часть группы: делают себе красивые фотографии для инстаграма.

Вода за бортом очень холодная (8 — 10 градусов) и кристально чистая. Впоследствии мы пили практически из любых источников воды: из водопадов, ручьёв, рек, из самого озера Лама.

Следующая остановка была окутана завесой тайны. Нас всех высадили на берег, а катер куда-то отплыл заправляться… Посреди озера Лама. Несколько минут назад возле берега мы видели какое-то пришвартованное судно. Судя по всему, местные где-то воруют дизельное топливо и приторговывают им тут.

В ожидании возвращения катера гуляем по берегу, любуемся местной лесотундрой. Из деревьев тут практически одна только лиственница, остальное — кустарники и кустарнички, а вот нижний ярус очень разнообразный. Встречаются мхи, голубика, морошка, брусника, шикша, багульник и просто различные цветочки.

На берегу среди камней в изобилии растёт дикий лук, который по вкусу мало чем отличается от обычного. А ещё по берегам очень много плавника — это окатанные водой, высушенные и выбеленные солнцем древесные «скелеты» — ветки, пни или даже целые стволы.

В растении на фото выше я признал иван-чай (кипрей). Только у нас, в Подмосковье, он в высоту достигает полутора метров, а тут, в заполярье, едва поднимается над землёй. Но цветочки такие же характерные, розово-фиолетовые.

Заправка произведена успешно, и даже пара 200-литровых бочек на корме, судя по всему, теперь не пустые. Поиск в интернетах подсказал мне, что заброска производилась на катере КС-100Д, мотор которого расходует около 30 кг топлива в час. Таким образом, 12-часовой кругорейс обходится в 30 тысяч рублей максимум с учётом ворованного дизеля и зарплаты капитану.

Перед последним изгибом озера проходим турбазу с глэмпингом — эдакими «мыльными пузырями» с прозрачными стенами — гостиничные номера, максимально интегрированные в природу.  Но это не наша точка назначения, так что продолжаем плавание, и вот, наконец, по курсу прорисовывается турбаза «Бунисяк» с характерной юртой на берегу.

Причаливаем, выносим вещи на берег. Нам на встречу тут же выбегают местные собаки: Дуся (на фото около меня) — компанейская, но с тараканами в голове: периодически кусала представителей нашей группы и меня в том числе; Ганя, он же Ганнибал — жизнерадостный обалдуй, опасающийся воды и обожающий перетягивание палки.

Нас размещают в трёхэтажном бревенчатом здании — основном корпусе турбазы. Комнаты рассчитаны на 2-4 человек, нам выпадает четырёхместная на третьем этаже с видом на задний двор, но четвёртого человека к нам так и не подселили, так что жили втроём с Максимом и Дмитрием.

Так как никакой программы на остаток дня не предполагалось, то после ужина прошлись с Максимом вдоль берега в одну и в другую сторону — порядка пяти километров. Особо не разгуляешься: с одной стороны — в озеро впадает мощная река, которую не перейти, не разувшись, а с другой стороны озеро Лама заканчивается и переходит в подтопленную низину — место впадения реки Бунисяк, а берега настолько завалены плавником, что по нему трудно пробираться.

Ну что ж, для первого дня программа выполнена. Не позавидуешь только второй части нашей группы, которая ждала в Норильске возвращения катера до поздней ночи и прибыла на базу Бунисяк только ранним утром следующего дня…

Расширенная галерея этого дня: