Стамбул, день первый

Вернувшись из Казани, я на следующий же день улетел в Стамбул, в котором также давно хотел побывать.

Время перелета из Москвы в Стамбул примерно 3 часа 15 минут. Разницы во времени нет, но темнеет в Стамбуле на час раньше — в 9 вечера уже темнота. Никогда и нигде я еще не проходил паспортный контроль так долго, как в Стамбуле! Прилетев в 6 вечера, я вышел из аэропорта в девятом часу, простояв два часа в очереди. Виза для россиян в настоящее время не требуется.

До города из аэропорта можно доехать на общественном транспорте — метро (которое начинается прямо в аэропорту не в пример Москве) и трамвае. Стоимость одной поездки по разовому билету — 7 турецких лир (если покупать истанбулкарт — то всего 2,6 лиры). Из аэропорта Ататюрк с пересадкой на станции Зейтинбурну я доехал до своей остановки Гюльхане (возле одноименного парка) примерно за час. К тому моменту уже совершенно стемнело. Разместившись в гостинице, я скорее побежал на бухту Золотой рог. Город и не думает спать! Улицы бурлят от туристов.

На следующее утро ноги сами привели меня ко дворцу Топкапы, одной из самых известных достопримечательностей Стамбула. На фото — первый внутренний двор, вход в который бесплатен. В глубине — церковь Святой Ирины (Айя Ирена) — одна из старейших церквей Константинополя (современный вид приобрела в 532 году — полторы тысячи лет назад)! После завоевания города турками в 1453 году одна из немногих не была переделана в мечеть.

Вход во дворец (2-4 внутренние дворы) стоит 40 лир, что составляет примерно 550 рублей. Один из самых дорогих музеев Стамбула. Дополнительно оплачивается вход в гарем (25 лир). В гарем я не ходил. Турецкие деньги весьма яркие. Есть также банкноты по 200 лир, 5 лир, а также мелочь — 1 лира, 50, 25, 10, 5 и 1 куруш. Во время моего посещения Стамбула за 100 долларов давали 450 — 468 лир. Обменников в городе полно.

Ворота — вход на территорию второго внутреннего двора дворца. В давние времена здесь нужно было спешиваться всем гостям, а проезжать через ворота верхом разрешалось только султану. Сейчас же оплата входа символизирует спешивание 🙂 так как все, что находится за воротами — платное. В самих воротах установлены турникеты-вертушки и камера — металлоискатель.

Во внутренних дворах действительно красиво. Они засажены кипарисами и огромными древними платанами, а также утопают в розариях. Что удивительно, в кронах живут крупные зеленые попугаи, история которых очень необычна (расскажу дальше). Все достопримечательности нужно посещать утром, хотя бы до 11-12 часов, потому что позже начинается огромный наплыв туристов, образующий очереди и толпы, делающие просмотр весьма некомфортным.

Вход в приемные покои, где иностранные послы, восседая на диванах в приятной тени и попивая чай, дожидались аудиенции султана. К слову, изначально дворец строился как место работы султана, где он принимал послов и гостей. Но место оказалось настолько удачным, что впоследствии рядом был устроен гарем и все остальные помещения, чтобы султану не нужно было куда-то далеко ездить.

Третий внутренний двор и библиотека султана. Все колонны выполнены из различных сортов мрамора.

Надо сказать, султан был не дурак, и с его балкона (смотровая площадка четвертого внутреннего двора) открывается один из лучших в городе видов на Босфор и Золотой рог 🙂 Правда, во времена султана по Босфору не плавали танкеры, не торчала на азиатской стороне (справа) телевизионная вышка и не висел мост (за танкером) через пролив, так что вид был еще более красивым. Внизу вдоль берега видны стены старого города. Чуть ближе к нам от стен проходит железная дорога того самого Восточного экспресса, по которому европейцы приезжали в Стамбул на вокзал Сикереджи (находится слева примерно в километре). Таким образом, я нахожусь в Европе, а с той стороны уже Азия.

В этом ракурсе виден мост через Босфор (прямо), а налево уходит бухта Золотой рог.

Вид с другой смотровой площадки возле фонтана на Золотой рог. Ближе к нам виден Галатский мост, сразу за ним — метромост Халич (с высокими белыми опорами) с одноименной станцией на нем наподобие наших «Воробьевых гор».

Внутреннее скромное убранство одного из чайных домиков. Дверцы шкафов отделаны перламутром. В каждом домике с одной стороны вход, налево, прямо и направо — такие диваны в нишах. Туристам на диваны нельзя, но местным котикам можно. Вот этот товарищ что-то усмотрел за диваном, залез туда передней частью и примерно минуту оттуда торчал только хвост и задние лапы 🙂

Фонтан Ахмеда третьего (1728 год) находится на площади перед имперскими воротами дворца Топкапы (за спиной). С каждой стороны фонтана расположены чаши с питьевыми фонтанчиками, в которые подавалась вода. Справа — собор Святой Софии (Айя София).

Ах да, и о попугаях) Фотография не моя, так как я не смог поймать в объектив этих наглецов. Это александрийские попугаи. В конце 90-х годов в Стамбуле перевернулась фура, которая их куда-то перевозила. Пернатые бросились врассыпную. Вопреки опасениям местных жителей, эти шумные попки не только не погибли первой же зимой, но наоборот прекрасно расположились во многих парках города и до сих пор там живут припеваючи в прямом смысле слова 🙂

Цистерна Базилика, она же Цистерна Еребатан — самое крупное подземное водохранилище Стамбула (всего их найдено порядка 40), использовавшееся как источник воды во времена осады города. Вода в цистерну доставлялась по акведукам. Размер цистерны 145 х 65 метров, емкость порядка 80 миллионов литров воды. Строительство длилось более 200 лет с начала 4 века до 532 года при правлении Юстиниана.

При строительстве использовался любой подручный материал — колонны и фрагменты античных храмов, поэтому все колонны состоят из разных сортов мрамора, имеют различную форму (от квадратного сечения до круглого) и толщину, некоторые состоят из двух и более частей. Наиболее известны 2 головы медузы, использованные в качестве опор, причем одна лежит на боку, вторая — кверх ногами. Откуда они были привезены — доподлинно неизвестно.

Цистерна активно использовалась до захвата Константинополя турками, а впоследствии была заброшена и забыта, и уже в наше время вновь обнаружена благодаря местным жителям, которые стали ловить рыбу прямо в дырах в полу собственных подвалов. В 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей. Вход на данный момент составляет 20 лир. Во время моего посещения Стамбула в цистерне проводились восстановительные работы и вода была полностью откачана.

Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты, стоящих на расстоянии 4,8 метра друг от друга, стены толщиной 4 метра сделаны из огнеупорного кирпича и покрыты специальным водоизоляционным раствором. Умели раньше строить!

Цистерна Базилика находится в 100 метрах от площади Султанахмет, с одной стороны которой располагается Собор Святой Софии (Айя София) — на фото, с другой — Голубая Мечеть (Султанахмет). Айя София была построена почти полторы тысячи лет лет назад — в 532-537 годах и на протяжении более тысячи лет была крупнейшим христианским храмом в мире до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софии 55,6 метра, диаметр купола — 31 метр. После захвата города турками в 1453 году была превращена в мечеть (пристроены 4 минарета и изменена внутренняя отделка), в 1935 году стала музеем.

Напротив Софии находится Голубая мечеть (Султанахмет), построенная в 1601-1616 годах. Сейчас один из 6 минаретов находится в полуразобранном состоянии. Мечеть является главной мечетью города и одним из его символов. Количество минаретов первоначально равнялось их количеству в мечети Аль-Харам в Мекке — 6, что было неслыханной дерзостью, поскольку ни одной мечети в мире не полагалось иметь столько же или больше минаретов, чем в главной святыни. 🙂 Таким образом, пришлось достраивать еще пару минаретов в Мекке, чтобы их общее количество стало равно 8 🙂

Вид на Золотой рог и Босфор с Галатского моста. По Золотому Рогу плавают относительно небольшие паромы — не выше двух палуб и без всяких торчащих вверх антенн, поскольку они и так едва протискиваются под Галатским мостом. Причем фермы Галатского моста снизу имеют множество царапин и повреждений, что свидетельствует о том, что не всем и не всегда удается протиснуться безнаказанно. 🙂

Водный транспорт в Стамбуле развит чрезвычайно хорошо. С раннего утра и до поздней ночи между несколькими десятками пристаней Золотого Рога, Босфора, Мраморного моря и его островов курсируют десятки паромов, стоимость проезда на которых составляет всего 2,6 лиры (40 рублей), так что если нет морской болезни, можно кататься хоть весь день. Основной перевозчик — Sehir Hatlari (на фото) с эмблемой из 2 красных скрещенных якорей. Между наиболее востребованными пристанями (Эминеню, Кадыкей, Каракей, Ускюдар, Кабаташ, Бешикташ) интервал движения составляет 20-30 минут.

Типичная, при том не самая загруженная улица Стамбула, в данном случае это Галип Деде по направлению к Золотому Рогу (вниз). Все первые (а зачастую и вторые, третьи и вплоть до крыши) этажи отданы под магазинчики, торговые лавки и кафе, по тротуарам и по проезжей части идут толпы туристов и жителей города, периодически сквозь толпу протискиваются бесконечно сигналящие машины и мотоциклы.

Неожиданно дома расступаются и посреди небольшой площади возникает 61-метровая громада Галатской башни (см. расширенную галерею). Башня — также один из символов города, была построена генуэзцами в 1348-1349 годах. В 1632 году башня стала отправной точкой для одного из самых первых полётов в истории. Как утверждается, учёный по имени Хезарфен Ахмет Челеби спрыгнул с башни на самодельных крыльях, перелетел через Босфор и благополучно приземлился в азиатской части города, за что был награждён султаном, а позже изгнан в Алжир 🙂 На башню можно подняться, отстояв в длиннющей очереди, но я не стал, поскольку решил полюбоваться на город с высоты более доступной обзорной площадки на холме Пьера Лоти.

Свернув в одну из арок со стамбульского Арбата — улицы Истикляль — можно попасть к церкви Святого Антония Падуанского (см. расширенную галерею). Церковь довольно «новая», построена в 1912 году вместо старой, построенной итальянской общиной в 1724 году. Этой церкви было суждено простоять 180 лет, а в 1904 году её снесли как мешающую прокладке трамвайных рельсов (та самая одноколейка, по которой раз в 30 минут громыхает крохотных красный трамвайчик, не имеющий сейчас никакого транспортного значения …

Одновременно были построены два пятиэтажных здания (см. расширенную галерею), гармонирующих по стилю с церковью, — так, что церковь оказалась внутри обширного двора. Доход от их строительства пополнил средства на постройку нового храма. Для того, чтобы попасть к церкви с улицы Истикляль, нужно пройти между этими домами через элегантную арку со стрельчатыми сводами.

Следуя от Золотого Рога вверх по улице Истикляль, приходишь на площадь Таксим, посреди которой стоит 12-метровый Монумент Республики.

Монумент Республика воздвигнут в 1928 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Каноника, символизирует армию-освободительницу и установление республики. Памятник включает скульптуры маршалов Мустафы Кемаля Ататюрка, Мустафы Исмета Инёню и Февзи Чакмака и фигуры простых людей.

Ночной Стамбул очень красив. Айя София.

Голубая Мечеть.

Диванйолу.

Расширенная галерея этого дня: