Сыромятнический гидроузел

Гуляя по Москве, нельзя не уделить внимание набережной Яузы. Именно здесь находится один из интереснейших объектов — Сыромятнический гидроузел.

Даже находясь в самом центре столицы можно найти довольно тихие и уединенные места, малоизвестные большинству жителей мегаполиса. С Сыромятническим гидроузлом я познакомился во время работы на станции метро «Бауманская», откуда я периодически возвращался пешком домой через всю Москву. Соответственно, этот объект находится на реке Яузе, ориентиром может служить Набережная академика Туполева, дом 1/7 строение 2. Ближайшая станция метро — «Курская» (около 1200 метров) и Бауманская (около 2200 метров).

Сразу бросается в глаза, что русло реки раздваивается, огибая искусственный островок, а над протоками возвышаются мостики для работников гидроузла. В левой протоке находится шлюз, через который небольшие корабли могут пройти в Москву-реку, в правой протоке находится водосброс с регулируемым уровнем. Сам же островок выглядит крайне живописно: на нем растут плодовые деревья, которые весной покрываются белым цветом. К сожалению, вход на остров возможен только работникам гидроузла.

Согласно генплану 1935 года река Яуза должна была войти в водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и нескольких гидроузлов. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья Яузы по проекту архитектора Гольца был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел.

Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла. В 2005-2006 годах был проведен капитальный ремонт гидроузла, и сейчас он радует глаз своими архитектурными формами. Водосливная плотина, имеющая напор 4 метра, позволяет регулировать уровень воды в верхнем бьефе. Длина плотины составляет 20 метров. В 1960-х годах поворотный механизм плотины вышел из строя и был восстановлен только во время ремонта 2005-2006 годов!

Ниже плотины в гранитной стене правого берега находится устье реки Чечеры, полностью спрятанной в наши дни в подземные коллекторы. В нижнем бьефе возле плотины всегда стоят мусоросборные суда (видны на фото), а также там находятся боновые заграждения.

Шлюз является однокамерным и может вмещать только маломерные суда. Вода в шлюзе опускается и поднимается на 4 метра. Время наполнения камеры составляет 5 минут. Вся операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает порядка 10 минут. Верхние ворота выполнены в виде одного створа, который опускается на дно и поднимается. Нижние ворота представляют собой две створки, открывающиеся внутрь шлюза. Глубина в шлюзовой камере в положении нижнего  и верхнего бьефов составляет 2 метра.

Также неподалеку можно посмотреть единственное в Москве трамвайное сплетение.

Галерея: