Про гонку ЛЕС-2021 узнал от друзей довольно давно, поскольку она проводилась уже пять раз в разное время года (в крайний раз – весной 2021 года по снегу).
Изначально мероприятие заточено под фэтбайки – велосипеды с широкими покрышками, которые как раз имеют преимущество на рассыпчатых грунтах перед велосипедами с узкими колесами, но ехать на любом типе велосипеда, кроме электро, не возбраняется. Осеннюю дистанцию организаторы решили увеличить до 200 км, захватив при этом тёмное время суток, что добавляло экстрима в мероприятие. Мало того, что километраж сам по себе уже внушительный, но тут участникам предстоит столкнуться с дополнительными сложностями в виде навигации по ночному лесу, перепада температур, возможными физиологическими и психологическими проблемами. В общем, проверка на выносливость.
Долго решал, ехать или не ехать, смотрел на прогноз погоды. В итоге с погодой вроде сложилось, поэтому принял решение в пользу гонки. Онлайн регистрация уже закрыта, так что теперь на месте и в полтора раза дороже. Гонка проводится в Петушинском районе Владимирской области, деревне Крутово на базе АТК Богдарня, что относительно недалеко от Ногинска – не более полутора часов на машине. Общий старт в 11 часов, так что вполне можно утром не очень рано встать, не спеша доехать, подготовиться к гонке и так же спокойно вернуться после нее без всяких ночевок в машине или палатке.
Специально к мероприятию не готовился. По сути весь велосезон был подводкой к нему: накатал приличный километраж (почти 8000 км), значительную часть из него именно по грунтовым маршрутам, совершил немало заездов на дальние дистанции – выше 150 километров и один выше 200 километров, так что в способностях организма преодолеть такое расстояние не было сомнений. Но было понимание, что гонка будет сложнее ввиду описанных выше обстоятельств: практически 100% грунтовое покрытие и тёмное время суток. Поэтому перед гонкой – пара дней отдыха без физических нагрузок.
Касаемо снаряжения у меня также не было дилеммы. Катаясь почти круглый год, я чётко представлял, что мне надеть и какое питание взять. Вкратце опишу что к чему. С велосипедом ничего принципиального не делал. Регулярно слежу за его техническим состоянием, поэтому ограничился тем, что поставил свежесмазанную цепь, как и всегда перед длинными заездами. Снял контактные педали и прикрутил обычные топталки. Во-первых, езда по песку не будет требовать постоянного выстегивания, будет снижен риск падений. Во-вторых, я обулся в трекинговые ботинки на шерстяной носок, а обычные велотуфли на носок не налезают, да и при длительном ношении вызывают дискомфорт в стопе.
Питание. Мне хватает одного батончика Mars на полтора-два часа езды. Средняя скорость ожидалась в районе 18 км/час, так что делим 200 на 18 и на 2, получаем 6. Плюс один на старте – итого 7 штук. Три банана: один перед стартом, второй в пути, третий на финише. Воды 0,7 литра во фляге на раме, 2,2 литра на спине в гидраторе с трубкой. Два пакетика по 0,2 литра дешевого сока из Пятерочки по 10 рублей. Всё. Никаких пирожков, фиников, бананов и шашлыков, никаких заездов в магазины и тем более кафе. Только движение вперёд, желательно без остановок. Питание также на ходу.
Свет. Примерно за неделю до гонки получил из Гонконга замечательный аккумуляторный фонарик яркостью 1000 люменов всего за 1500 рублей, с которым и собирался ехать. Несколько раз протестировали его с Виталиком (он купил себе такой же) в ночном лесу и остались весьма довольны как продолжительностью работы, так и яркостью светового потока. Оптимистичный прогноз скорости предрекал не менее трех часов рулёжки в темноте, поэтому на всякий случай беру с собой также свой старый фонарик + запасной комплект батареек к нему. Оба фонаря креплю на руле. Спойлер: второй фонарь мне не понадобился.
Навигация. Мобильный телефон крепится в специальном держателе на руле. Его предстоит использовать как для записи трека в программе Strava, так и для навигации в офлайн режиме по приложению Locus. Всё уже неоднократно обкатано, сюрпризов тут быть не должно. Программы жрут батарею, поэтому актуален вопрос подзарядки прямо в пути. Беру павербанк на 20000 mah в сумку на раме и кабель, который прямо на ходу можно воткнуть в телефон. Само собой, детально прорабатываю трек, предоставленный организаторами за два дня до гонки, на разных слоях карты с целью поиска потенциально проблемных участков.
Одежда. Термокофта, поверх нее беговая футболка. В рюкзаке спортивная курточка на случай вечернего похолодания. Трекинговые штаны. Носки х/б, носки шерстяные, трекинговые ботинки. На голову лёгкая балаклава, шлем. Очки брал, но не воспользовался. На руки зимние перчатки.
Психология. Тут самое сложное. Ночной лес пугает. Тем более пугает, когда этот лес действительно дикий, до ближайших населенных пунктов несколько десятков километров, и ты в этом лесу абсолютно один. На такой длинной дистанции вероятность оказаться с кем-то из участников в пределах видимости ближе к концу гонки практически равна нулю. В итоге договариваюсь с товарищем, который также собирается на гонку, ехать вместе. Это моя единственная и главная ошибка.
Наступает день гонки, приезжаю в Крутово, регистрируюсь, получаю табличку. Организаторы не рассчитали количество участников, поэтому мне достается весенняя с надписью 100 км, а не 200. Ну да ладно. Креплю табличку двумя хомутиками в передней части велосипеда. Последние приготовления, питание (Mars, банан), оценка погоды (пасмурно, свежо, +6) и одежды. Ну что, на старт и погнали.
Стартовый коридор узкий, поэтому впереди выстроились претенденты на победу, далее райдеры разной степени подготовленности вплоть до совершенно странных персонажей, приехавших сюда страдать и выживать. Стартуем ни шатко, ни валко, уже через 200 метров первый мини-завал на рыхлом песке. Объезжаем. Часть гонщиков сворачивает налево на асфальт, но нам точно сказали, что надо ехать по диагонали по песку. Едем по диагонали, далее колонна объединяется.
Я хочу ускориться и подобраться поближе к лидирующей группе, но товарищ не разделяет моего энтузиазма и хочет ехать со средней скоростью 20 км/час с расчетом потом всех обогнать, когда они выдохнутся. Сомнительная тактика. Вздыхаю и еду как на обычной покатушке, а мимо нас проезжают и проезжают другие участники.
Сначала трасса просто прекрасная – красивый сосновый лес, накатистая от автомобильных шин песчаная дорога, по которой удобно ехать в две колонны. Километров через семь выезжаем на берег Клязьмы. Обращаю внимание на какое-то шорканье – оторвалось верхнее крепление моей таблички, она сползла и чиркает по колесу. Отрываю нижнее крепление, какое-то время еду с табличкой в руке, далее засовываю ее под футболку. Поскольку едем в толпе, поначалу можно не сверяться с треком. Но далее уже становится более критично пропустить поворот, так что принимаюсь за навигацию. Чтобы передвигать область карты, приходится снимать правую перчатку. В итоге беру её в левую руку, а затем также засовываю под футболку.
Километров через двадцать пять от старта начинается неприятный кочковатый извилистый участок с травой, колеями и бревнами, тянется девять километров. Скорость падает. На сороковом километре выезжаем к броду через реку Поля. Тут кто как преодолевает: некоторые едут прямо на велосипеде, некоторые разуваются, кто-то надевает пакеты на ботинки. Мы решаем не рисковать, чтобы не ехать с мокрыми ногами оставшиеся 160 километров, так что по-быстрому разуваемся и перебегаем реку примерно по колено. Вода ледяная! Наскоро вытираем ноги, обуваемся и рвём дальше.
Дорога сносная, но временами попадаются вязкие пески, где особенно в горочку товарищ ощутимо отстает. Понимаю, что нужно поднимать темп, но ситуация безвыходная. Начинаю считать в уме, когда мы приедем и сколько ночных часов в новой объективной реальности нам предстоит. Доезжаем до деревеньки – первая цивилизация часа за четыре езды. Тут есть колодцы, но вода у нас своя. Далее несколько километров настоящего асфальта. Катим в удовольствие и даже на радостях метров на пятьсот промахиваемся мимо нужного поворота. Возвращаемся. Далее еще немного и начинается объезд Березников, где симпатичные одноэтажные домики из бетонных панелей – довольно редкое зрелище.
Через несколько километров начинается накатистая прямая с хорошим плотным грунтом среди березовой рощи, по бокам – старые торфяные разработки, залитые водой. Так и подмывает разогнаться, но как только начинаю натягивать, товарищ отстает… Доезжаем до мостика через Бужу – просто большое бревно с шаткими перилами. Мне в трекинговых ботинках тут нормально, а вот в велотуфлях можно и поехать. Тут же нас нагоняет странный персонаж с говорящим ником Madman с воплями «Пропустите, я только поймал темп», с трудом преодолевает мостик и мчится дальше. Ну как мчится, остается впереди в пределах видимости на расстоянии метров 100.
Далее длинная бетонная прямая, на которой тоже бы разогнаться, но нет. В конце сворачиваем левее в лес, и тут начинаются пески. Обгоняем человека, пытавшегося проехать гонку на циклокроссе с узкими колесами (впоследствии он сошел), а также того самого Madman и больше его не встречаем. С разгона я неплохо проезжаю песчаные куски, мощно подкручивая в конце, но товарищ вязнет, просто останавливается и идет пешком. Смотрю на часы, матерюсь, прощаюсь с надеждой приехать до полуночи. Раз за разом полностью останавливаюсь и дожидаюсь. Рассматриваю лесные красоты, считаю грибы. А их тут просто тьма – растут кольцами, целыми полянами. Бери косу и коси, но корзины нет. Моховики, подосиновики, белые – не счесть! Народ едет прямо по ним, давит.
Только товарищ догоняет, начинаю крутить, оборачиваюсь – он опять уже в ста метрах позади. То в телефоне что-то смотрит, то еду из пакетов достает. Провожу профилактическую беседую, но это мало помогает. Понимаю, что сейчас уже и бросаться догонять кого-то смысла нет – поздно, все кто хотел, уехали. Добраться бы до Уршельского засветло! С горем пополам доезжаем до этого населенного пункта. По пути отбиваюсь от двух назойливых собак, а также набираю освободившуюся флягу водой из колонки. Вода с привкусом, так что буду её пить только в случае, если закончится в гидраторе. Пусть будет. Наскоро фоткаемся у серпа и молота – время 18-30, сейчас начнёт резко темнеть.
Выезжаем из Уршельского и делаем первую и единственную зелёную остановку. Нас обгоняет два человека из Электростали. Я закидываю в топку очередной Mars, банан, запиваю пакетиком сока. Немного разминаемся. На всё – про всё пять минут и едем дальше. Спускается мгла, включаем фонари. Впереди 90 километров – это шесть часов нашим темпом! Жесть. Через пару километров обгоняем тех двух парней из Электростали, теперь уже они остановились перекусить. Какое-то время спустя видим позади свет их фонарей, но они всё дальше и дальше, затем и вовсе теряются за поворотами. Надо же, не догнали. Хоть какая-то радость. Также поначалу радует и маршрут – это накатистые лесные дороги, хотя попадаются и ухабистые места, и песчаные дюны. Самое главное, силы есть, снаряжение работает, тепло.
Кстати, так и не воспользовался спортивной курткой, при движении было комфортно, даже правая рука без перчатки почти не подмерзала. А вот телефон к Уршельскому ожидаемо почти разрядился, так что подключил его к павербанку. Что примечательно, сначала зарядка шла бодро, но затем температура начала падать, и не дойдя до 80% телефон снова стал разряжаться, даже с подключенным кабелем. Во дела. Но до финиша должно хватить. В какой-то момент перетыкаю кабель, и худо-бедно зарядка пошла по процентику вверх. Фонарь светит на ура даже на самом слабом режиме, выше всяких похвал.
Начинаются болота то справа, то слева, на небе выкатывается почти полная луна. Жутковато, конечно, особенно одному оказаться в этом месте ночью. Потом среди леса огни и музыка – это организаторы у источника воды в лесу жгут костерок. Зовут нас пополнить запасы, но у нас всё с собой. Едем дальше, не тратя времени. Пролетаем по мостику над Воймегой, а через километр второй брод через Полю. Тут уже терять нечего, скоро финиш, так что форсируем в седле. Тем более что тут и от организаторов есть фотограф, который делает замечательные ночные снимки и подсказывает траекторию, где вода наиболее мелкая. Проезжаем не замочив ног.
До финиша рукой подать. Ну как рукой, 40 километров, это почти три часа крутить нашим темпом. Тем более, что под финиш организаторы приберегли самые знатные песчаные дюны, где даже я уже не могу проехать. Слезаем, идем пешком, проезжаем участок, снова спешиваемся. И так много раз. Начинаем уже уставать от несменяемого ночного пейзажа по сторонам. На объезде Пустопольского погоста знатная жирная грязь и огромные колеи, приходится поскальзываясь обходить по краю, колеса превращаются в бублики, на ботинках забивается протектор.
Но и это не всё. Уже менее чем за десять километров перед финишем предстоит форсировать болото «по краю», как анонсировали организаторы. Именно этот участок у многих райдеров вызвал большие трудности, кто-то тут проваливался чуть ли не по пояс. Мы как-то удачно обошли по брёвнышкам, волоча велосипеды параллельно и опираясь на них. И вот, наконец, подъемчик дороги и дальше уже нормальные грунты, по которым докатываем до Крутово. Огни впереди, ура. Прикатываем в час ночи на 45 месте из сотни вышедших на старт. Почти 14 часов в седле. На финише вешают деревянные медальки финишеров, далее горячий куриный суп, плов, чай с печеньками, переодевание и еще полтора часа езды на машине до дома.
Подводя итоги: устал ли я? Да. Но не измождён. Мог и должен был ехать быстрее и показать более высокий результат, но после драки кулаками не машут. В любом случае это ценный опыт. Всё, что я ездил до этого не сравнится по сложности с данным мероприятием. Организация понравилась, фотографии супер. Трасса интересная, разнообразная и красивая, особенно в свете дня. Ночью начинаешь уставать от постоянного мелькания деревьев и кусочка тропинки впереди. Техника не подвела. Фонарь отработал шесть часов и не разрядился даже наполовину! Тактика питания также нормально сработала – по дистанции не заголодал, хватило еды и воды, причем лишнего также не тащил. Даже вода осталась. Приму ли участие в следующий раз – думаю да, тем более, что организаторы анонсировали формат 200 + 150 километров за два дня.
Фотогалерея, посвященная гонке: