Плато Путорана, день шестой

Шестой день нашего пребывания на базе «Бунисяк» был разгрузочным для всей группы после вчерашнего восхождения на плато над идолом. Даже подъём и завтрак были намечены на более позднее время, а сам выход предполагал небольшую прогулку по каменной реке на противоположной стороне озера Лама и приготовление шашлыка.

Заброска, как обычно, происходила в два захода. Ну никак не могут организаторы решить этот вопрос, хотя сезон как бы уже в разгаре… В точке старта собрались в 12 часов — в самую жару! При том, что весь маршрут проходил по каменистому руслу реки, где нет никакой тени.

Сама река не имеет названия. Возможно, как раз потому, что летом практически пересыхает. Точнее, в верхнем течении она вполне себе река, но в устье никакой воды на поверхности нет: вся она распределяется по ширине и уходит глубоко под камни, так что даже журчания не слышно. Русло выстлано большим количеством камней разного размера и формы, много и плавника, вынесенного со склонов.

Дуся тем не менее находит небольшие водоёмы, в которых утоляет жажду и охлаждает своё пузо. Ну а мы продолжаем путь вверх по течению. Чем выше поднимаемся, тем больше воды в реке становится. Парадокс.

Минут за 40 доходим до предполагаемого места нашей стоянки — более-менее ровного возвышения на левом берегу реки. А что делать дальше? Неужели весь день сидеть тут под палящими лучами солнца?

Благо у гидов была небольшая программа на местности, и в первую очередь нас повели к водопаду. Впрочем, водопадов за предыдущие дни мы увидели немало (а всего их на Путорана более тысячи), и конкретно этот не выделялся чем-то примечательным.

Как и во многих других местах, водопад каскадный, то есть, состоит из нескольких частей, повторяя рельеф 25-слойного пирога плато. На полке он течёт ручьём, а где стенка — ниспадает вниз. Нам предложили подняться по краю каньона вверх, на следующую полку, чтобы посмотреть верхнюю часть водопада.

Народ действительно был уставшим после вчерашнего восхождения, так что без особого энтузиазма все поплелись по тропе вверх. Я бы даже сказал, что у многих проблема была именно в наборе высоты. Почти никто не хотел идти вверх. Тем не менее, набрали ещё метров 30. Там, на склоне, нашли лиственницу со многочисленными следами когтей — явно тут бывал косолапый.

На предложение подойти к верхнему водопаду откликается совсем уже мало человек: я, Максим, самый молодой Илья и самый пожилой Дмитрий. Нас ведёт гид Саша. Подход немного осложнён тем, что нужно вскарабкаться на каменистую стенку высотой метра два. Все справляются с этой задачей.

В русле ручья под верхним водопадом навалены огромные базальтовые глыбы, свидетельствующие о продолжающемся разрушении плато. Сам же водопад имеет высоту около 20 метров, но поток довольно слабый. Желающие купаются в каменной чаше под ним, я на этот раз воздержался.

Вскоре возвращаемся к основной части группы на стоянке. Чингис и Валерий готовят шашлык на решётке, греется чай в большой кастрюле, народ частично купается, частично загорает. Кажется, сегодня один из самых жарких дней на плато за время нашего тура.

Здесь и я не удержался, чтобы не искупаться. Хотя поток неглубокий, всё равно нашлась пара мест, где можно присесть, и волна окатывает тебя с головы до ног. А потом выходишь на горячие камни и полностью высыхаешь минут за десять. Тем временем шашлык был готов. Правда, как и со всей остальной едой, его было на один зубок. Кому-то досталось по паре кусочков, кому-то вообще по одному…

Потом ещё долго сидели на том же месте. Судя по всему, замысел организаторов был создать иллюзию ходового дня, но мы никуда не шли, и занять нас было нечем. Это при том, что вокруг столько гор и замечательных маршрутов, например, Шайтан-гора, у подножия которой мы расположились. Ближе к возвращению Валерий решил нам показать, как спускаться с горы по верёвке. Была выбрана небольшая стенка метров пять высотой, на которой и устроили упражнение. Но желающих было так много, а процесс занимал столько времени, что я решил не участвовать.

Наконец, настало время возвращаться в лагерь. Сначала по традиции повели на лодку первую часть людей, минут через сорок — вторую, в которой были и мы. Вообще у нас в группе наметилось несколько человек, которые во что бы то ни стало всегда и везде пролезали вперёд. Будь то посадка в лодку, поход в баню или в столовую.

Вернувшись на базу, по традиции искупались в озере и поужинали. День выдался небогатым на события, поэтому народ отправился в устье реки Векхикай, чтобы покидать спиннинги. До сих пор в предыдущие дни везло только Никите, и то по одной рыбке в день за несколько часов стараний. Ну впрочем как везло, он опытный рыбак, даже привёз с собой удочку и целый чемоданчик блёсен и насадок.

От нечего делать пошли на Векхикай и мы с Максимом. Народу там собралось немало. Наверное, это и привлекло тучи комаров, которых мы до сих пор тут не встречали. Даже костёр, который разожгли на камнях, чтобы он дымил, не сильно помогал.

Всего было три спиннинга, забрасывали их все желающие по очереди. Мы же просто смотрели за процессом. Со слов Никиты, в месте впадения реки в озеро есть яма, в которой стоят гольцы и охотятся за мальками, которых выносит течением. Но гольцы клевать не хотели. Зато любителями была поймана пара коряг.

Время шло к полуночи, и нужно было отправляться спать. В эти дни (начало августа) ночи были всё ещё светлыми, но уровень освещения начал ощутимо снижаться. Так что иногда можно было пофотографировать облака в красивом закатном свете.

Как нам рассказали утром, Никита и в этот раз вытащил некрупного гольца. Но больше никому удача не улыбнулась. Стабильность — признак мастерства. Из гольца по просьбе трудящихся повар сделала сугудай — северное блюдо, представляющее собой рубленое филе сырой рыбы с луком, солью и перцем. Желающих было много, рыбы мало, так что я воздержался. Очень жаль, что организаторы тура со своей стороны ни разу не сделали нам нечто подобное или более традиционные блюда из местной рыбы…

Расширенная галерея этого дня: