Енисей, день третий и четвертый

Этой ночью было ещё две остановки, на которых мы не присутствовали, потому что спали: Чулково в 3 часа ночи и Верхнеимбатинск в 5 утра. Высадка производилась так же — при помощи шлюпки, либо местные сами забирали своих родственников на моторках.

Первая остановка 24 июля, которую мы смогли посмотреть, была в 10 утра в Сургутихе. Точнее, она должна была быть в 10, но если мне не изменяет память, на третий день началось наше запаздывание по графику, и в Сургутиху мы пришли в районе 11. Что примечательно, деревня стоит не на Енисее, а на какой-то боковой маленькой протоке за островом Хренова километрах в десяти от основного русла.

В связи с этим теплоход к Сургутихе не подходит, а останавливается прямо посреди Енисея, бросив якорь, после чего у далёкого берега начинается движение, а потом появляется рой моторных лодок: местные приплывают за своими родственниками и гостями.

Высадка производится по очереди: одна моторка подходит к корме и бросает матросу швартовый канат, остальные роятся в «зоне ожидания». В лодки перегружаются люди, моторы, велосипеды, баулы, коляски. Для местных это дело привычное. Забрав своих, водитель моторки поддаёт газу, закладывает лихой вираж и через какую-то минуту скрывается вдали в боковой протоке. Лодки у всех разные, но, в основном, старые. Моторы тоже отличаются по мощности. У кого-то «тридцатка», кто-то щеголяет 90-сильным.

Ну а корабельную шлюпку как вчера вечером расчехлили и приспустили, так она и висела сбоку в паре метров над водой до самой Дудинки. Периодически её использовали для доставки пассажиров и один раз — чтобы покатать вокруг теплохода богатых москвичей, у которых был групповой тур. Что-то мне подсказывает, что шлюпка не должна вот так вот болтаться за бортом, и её следует хотя бы поднимать на место. Но то ли матросам было лень это делать каждый раз, то ли лебёдка доживала свой век, и старались её лишний раз не трогать…

Не знаю, все ли спасательные шлюпки оборудованы моторами. Но в этой он выглядел необычно, как будто в середину просто поставили алюминиевое корыто с двигателем от «Жигулей», накинули на распредвал кардан, а к кардану просто приделали винт. Возможно, так оно и было. Зато этот двигатель матросы каждый раз бережно укутывали брезентом. 🙂 Так-то лодка вёсельная и уключины имеются.

Разумеется, все операции со шлюпкой и моторными лодками находятся под контролем со стороны Цибульки, который сегодня с утра дежурил на капитанском мостике. Через полтора часа после Сургутихи должна была быть остановка в Верещагино, но мы прошли мимо. Наверное, не было пассажиров ни туда, ни оттуда.

Вид вокруг становится довольно однообразным. Часами может тянуться одна и та же картина: песчаный бережок, поросший травой, затем полоса кустарника, а вдали лес, местами хвойный, местами смешанный. На самом берегу, как правило, ничего не растёт, потому что во время весеннего ледохода огромные льдины наползают на него и срезают всё, что попадается на пути. Но местами глазу есть за что зацепиться, как, например, вот такой высокий скалистый берег. Скорее всего, эта стена уходит вертикально под воду, и там большая глубина.

Публика на корабле попадается специфическая. Например, нашими соседями по первому классу (за стенкой) была женщина средних лет с дочкой и черным котом. Так вот, вне каюты она выглядела вполне прилично, но в каюте она общалась с дочкой и по телефону исключительно трёхэтажным матом и на повышенных тонах. Так что мы с первого дня были в курсе всех её злоключений: что она возвращается из отпуска в Игарку, там муж-алкоголик, который должен её встретить, но забыл телефон в гараже у своего собутыльника, потом нашёл, и она устраивала ему разнос. Был ещё, как я его назвал, «дикий якут», который не трезвел всю дорогу, бродил по главной палубе в поисках, с кем бы подраться (но так ни с кем и не подрался).

Примерно в 14-00 была остановка в Бакланихе, но она ничем примечательным не запомнилась. Там также отсутствовала пристань, поэтому высадка производилась с воды. А вот следующий населенный пункт был уже поинтересней — Туруханск примерно в 20-00. Время называю плюс-минус, потому что на третий день у нас постоянно копилось отставание от графика, и на каких-то остановках мы его сокращали, на каких-то, наоборот, наращивали.

В Туруханске есть нормальная пристань и даже локальный аэропорт. Это крупное село, утратившее статус города и расположенное в месте впадения Нижней Тунгуски в Енисей. Формально теплоход заходит в устье Тунгуски и швартуется именно в ней. Туруханск находится практически в полутора тысячах километров от Красноярска и всего на 120 километров южнее Северного полярного круга.

Датой основания считается 1657 год, когда монах Тихон с общиной поселился на холме у слияния Нижней Тунгуски и Енисея, выстроив деревянную часовню и кельи. До 1924 года село носило название Монастырское. С приходом власти большевиков монастырь был закрыт. Туруханск во все времена активно использовался для политической ссылки.  В настоящие дни население составляет немногим более 3000 человек.

В селе сохранено несколько изб, в которых жили ссыльные революционеры. Например, в этой с 1915 по 1917 годы отбывал ссылку Яков Свердлов. В саду установлен его памятник (прячется справа от дома за ветками ели). А вот на высоком берегу Тунгуски мы обнаружили уже современный памятник — рыбаку. Вроде бы, в сети и лодке у него нельма.

С берега открывается вид на речной простор: слева — Нижняя Тунгуска, справа — Енисей. Рынка возле пристани тоже никакого не организовалось. В целом, это село не производит впечатление покинутого. Наверное, это связано с его статусом районного центра. Какие-то федеральные деньги сюда доходят, что-то ремонтируется. Но мобильного интернета нет и тут.

Туруханск — последняя остановка третьего дня. Уже ночью ожидается Горошиха — примерно в 1-00 и Курейка примерно в 3-00, расположенная на Северном полярном круге напротив впадения одноимённой реки в Енисей. Именно там в 1913-1914 годах отбывал ссылку Сам как неблагонадёжный и вечно убегающий ссыльный. В течение года они даже делили одну избу со Свердловым. Будучи здесь, видимо, усатый настолько проникся местным уединением и суровостью климата, что в дальнейшем решил отправлять в эти места на вечное поселение десятки тысяч заключённых, да ещё и строить заполярную железнодорожную магистраль.

Ночью прошли Северный полярный круг, и за окном не темнело. Наутро прибываем в Игарку примерно с часовым опозданием. Игарка — это город, занимающий по численности населения 1095-е место среди 1119 городов России. По данным 2021 года здесь живёт немногим более 3600 человек. И по внешнему виду это действительно город. Уже издалека видны многоэтажные дома из красного кирпича.

Но пристань почему-то находится далеко за городом, в Игарской протоке, поэтому добраться оттуда до города за 30-минутную стоянку решительно невозможно. А ведь в Игарке существует музей вечной мерзлоты, который крайне любопытно было бы посетить. Также здесь есть локальный аэродром (сообщение с Красноярском) — на острове, окружённом этой самой протокой.

Наконец-то здесь мы распрощались с нашей шумной соседкой и даже имели честь увидеть её избранника, который, превозмогая похмельный синдром, явился на пристань с товарищем и помогал разгружать десятки килограммов багажа. Сходили мы было по лесенке на высокий берег, но смотреть там абсолютно нечего кроме стелы, посвящённой миру… Что ж, будем уже нацеливаться на Дудинку.

Примерно в 17-00 проходим красивый посёлок Потапово, расположенный на высоком пригорке. Пристани здесь тоже нет, поэтому уже по традиции теплоход бросает якорь посреди Енисея (ширина которого в этом месте уже почти 2,5 километра), а с берега к нам спешат моторки с местными. Тут же москвичей катали на моторной шлюпке вокруг корабля.

Из интересного за вечер стоит отметить плот из леса, который мы обогнали. Капитан сообщил по громкой связи, что можно лицезреть редкое явление. На фотографии выше видно, как маааленький буксирчик (слева) тащит за собой вниз по течению вязанку брёвен длиной в несколько сотен метров, а в конце плота ещё и поперечно стоящую баржу, выполняющую, видимо, функцию удержания хвоста.

И вот, наконец, прямо по курсу показалась конечная точка нашего речного путешествия — Дудинка. Прибываем с полуторачасовым опозданием, в 22-30,  но для четырёхдневного маршрута это вполне допустимо. Тем более, нам с Максимом вообще торопиться некуда, так как последний автобус до Норильска ушёл в 19-00, а ближайший будет в 7 утра.

Дудинка — это самый крупный город среди тех, что мы видели за последние четыре дня. И он действительно является самым северным городом в мире с населением от 20 до 100 тысяч человек. Но пристань здесь тоже расположена далеко-далеко, а непосредственно у города находятся грузовые порты, причём они морские, так как сюда заходят корабли с северного морского пути из Мурманска. Дудинка является воротами Норильска по сбыту продукции своих металлургических заводов.

Что ж, на этом наше речное приключение заканчивается, но ночевать сегодня мы всё равно останемся на теплоходе. Это допускается за дополнительную плату (которую нам кстати провели мимо кассы с большой скидкой) и при условии, что в 6 утра мы покинем корабль. Нас это как раз устраивает, так как в 7 будет автобус в Норильск. Ну а пока, пользуясь белой ночью, мы идём осматривать город, о чём будет отдельный пост.

Расширенная галерея этих двух дней: