Дудинка

В Дудинку мы прибыли 25 июля примерно в 22-30, с полуторачасовым опозданием по сравнению с расписанием теплохода, но для нас это было не критично, потому что во-первых, ближайший автобус до Норильска всё равно был только в 7 утра, а во-вторых, белая ночь совершенно не препятствовала осмотру города, чем мы и занялись перед тем, как заночевать на теплоходе.

Дудинка — самый северный город в мире с населением от 20 до 100 тысяч человек. И это единственная остановка, на которой у нас при выходе с теплохода полиция проверила паспорта: въезд иностранцев в регион запрещён. Кстати, сама пристань тоже расположена далеко за городом, подобно Игарке. Для чего так сделано — непонятно.

Дудинка была основана во второй половине 17-го века, а именно в 1667 году мангазейским стрельцом Иваном Сорокиным как зимовье. В Дудинском зимовье в 18 веке останавливались участники Великой Северной Экспедиции: Харитон Лаптев, Семён Челюскин и Фёдор Минин.

С 1935 года начинается строительство Норильского металлургического комбината и Дудинского порта. Вместе с этим в Дудинке образовывается четвёртое лаготделение Норильлага, которое просуществовало до 1956 года. В 1937 году начато строительство железной дороги Дудинка – Норильск. Сегодня расстояние по автомобильной дороге до аэропорта Алыкель составляет 44 км, до Норильска — 96 км.

Пристань Дудинки абсолютно типовая, такая же, как в каком-нибудь Туруханске, Енисейске или Боре — плавучий дебаркадер. Правда здесь впервые за последние дни появилась мобильная сеть и даже интернет! Благо у нас с Максимом заблаговременно загружены в телефон треки, и мы можем ориентироваться на местности даже без всемирной сети.

Дорога в город идёт вверх по течению Енисея вдоль морпорта, не асфальтированная, пыльная. По ней нужно прошагать порядка двух километров с видом на портовые краны и железную дорогу (которая принадлежит «Норникелю», служит только для транспортировки грузов с металлургического завода и не имеет связи с общероссийской сетью железных дорог). Сразу по выходу с корабля на нас неожиданно набрасываются тучи жирных настойчивых комаров!

По пути в центр нам встречается множество заброшенных зданий, в том числе и старый речной вокзал. Не покидает ощущение, что я вижу что-то среднее между Териберкой в Мурманской области и Пирамидой на Шпицбергене. А ведь когда-то корабли ходили до самого Диксона! Правда впоследствии из-за высокого риска (так как акватория Диксона считается уже морской, а корабли всё же речные), конечной точкой стала именно Дудинка.

Чтобы попасть из порта в город пешком, нужно пройти через мост памяти жертвам политических репрессий. Именно здесь, в порту Дудинки, начинался их пеший поход в Норильлаг после многомесячных этапов по России: до Красноярска по железной дороге, по Енисею — в трюмах грузовых барж…

Чуть дальше, на центральной площади, плитка на которой уложена волнами, установлен памятник рыбаку, который подозрительно похож на памятник рыбаку, который мы видели в Туруханске. И всё бы ничего, если бы рядом не стоял памятник пограничникам заполярья, который тоже поразительно похож на одноимённый памятник всё в том же Туруханске. Видимо, кто-то получил подряд и не сильно заморачивался с композицией.

Разумеется, на центральной площади не обошлось и без стелы 50-летию октября и без памятника Ильичу возле дома культуры. Здесь же находится большой краеведческий музей с очень хорошей экспозицией, превосходящей фонд норильского музея, но попасть в него мы не сумели в связи с ночным временем суток. На фотографии ниже примерно 23:00.

Есть на центральной площади и статуя «Маяк», которую также называют дудинским биг-беном. Хотя на улице светло, но в связи с поздним часом народу практически нет, только редкие парочки гуляют или сидят на скамейках. Уж не знаю, как они противостоят местным комарам: даже на Путорана таких извергов не было. На месте буквально невозможно стоять, они сразу облепляют все открытые части тела. Поэтому даже фотографировать старались набегу 🙂

Дальше наш путь лежал к стеле морпорта, рядом с которой нам непременно хотелось сфотографироваться. Ведь повторюсь, что порт здесь именно морской: суда с северного морского пути заходят в Дудинку через устье Енисея. Но навигация эта тоже не круглогодичная. Зимой вся акватория города наглухо замерзает. Город относится к районам Крайнего Севера. Климат Дудинки — суровый субарктический. Среднегодовая температура составляет −9,4 °C. Зима долгая и суровая, морозы могут достигать −50 °C и более. Оттепели зимой исключены. Морозных дней — около 280 в году, отопительный сезон — свыше 300 суток. Всего четыре месяца в Дудинке наблюдается положительная средняя температура. Лето короткое и прохладное, хотя в отдельные годы возможны температуры +30 °C и выше. Полярная ночь длится 45 дней…

Неподалёку от центрального въезда в порт находится превращённый в памятник буксирный теплоход-толкач БТ-337, оснащённый двумя двигателями по 150 л.с., предназначенный для буксировки и толкания несамоходных судов (попросту барж). Экипаж буксира — два человека.

Дальше направляемся в жилую часть города, чтобы посмотреть, как выглядит городская среда в Дудинке. Большинство домов выкрашены в яркие цвета для борьбы с цветовым голодом: в зимнее время, которое здесь длится до девяти месяцев в году, превалирующие природные краски — это белая, серая, чёрная. Особенно когда стоит полярная ночь. Так что яркие цвета домов хоть немного способствуют повышению настроения жителей.

Выше девятиэтажек здесь ничего не строят. Вечная мерзлота не позволяет сильно нагружать грунт. Более того, между первым этажом и землёй обязательно есть воздушная подушка — вентилируемое открытое полуподвальное помещение между свай, чтобы не происходило растепление грунта и последующее его проседание, ведущее к разрушению строений. То же самое и в Норильске, и на Шпицбергене.

Деревьев в Дудинке никаких нет, если не считать иву, которая является кустарником. Даже ели на центральной площади — и те искусственные. Дороги по городу асфальтированные, но находятся в плохом состоянии. Вечная мерзлота и тут не даёт что-то сделать капитально. С другой стороны, железную дорогу между Норильском и Дудинкой как-то умудрились проложить ровно, значит, технологии имеются. Но для простых людей, видимо, это слишком дорого…

Встречаются и полностью выселенные дома. Такую же картину мы позже встречали и в Норильске. Скорее всего, это аварийные здания под снос, которые начали разрушаться из-за частичного проседания фундамента. По крайней мере, в Норильске такие сносят и строят на их месте новые, более современные, зачастую даже с использованием старого ростверка (свайной обвязки).

Ещё одна стела Дудинки находится почему-то на задворках города, где жилой сектор переходит в гаражи, промзону и железнодорожные пути. Это даже не выезд из города, а просто окраина, и если бы мы не знали, что она там есть, ни за что бы её не нашли.

На одной из центральных улиц возле кинотеатра «Арктика» не так давно были установлены фигуры белых медведей, а торец дома украшен муралом с изображением хозяина Арктики. За последние пять лет я уже несколько раз побывал за Северным полярным кругом, но так ни разу и не смог увидеть этих прекрасных зверей вживую в дикой природе… Так что пока остаётся полюбоваться скульптурами и картинами.

Там же неподалёку один из торцов дома украшен муралом в честь 300-летия города, хотя позади уже и 350-летие, а сегодня городу 357 лет. На этом наш обход закончился. По сути, смотреть здесь больше нечего! Всего мы нашагали около восьми километров, половина из которых — это пыльная дорога от порта до центра и обратно. Так что будете в центре Дудинке, имейте в виду, что город можно обойти за какой-то час. А к полуночи мы уже вернулись на теплоход, где поужинали и легли спать в каюте, поскольку завтра предполагался ранний подъём для переезда в Норильск.

Расширенная галерея этого дня: