Енисей, день второй

На теплоходе прекрасно спится, поэтому даже Максим, ранняя пташка, редко поднимался раньше 8 часов утра. Да и днём мы частенько устраивали тихий час. Спешить здесь особо некуда, гулять кроме палубы негде, события происходят редко (когда теплоход останавливается). Остальную часть времени — либо медитативное наблюдение за берегами, либо чтение, либо игра в морской бой и «угадай слово».

Поэтому 23 июля спали почти до завтрака. К слову о питании, оно даже за большие деньги было довольно посредственным. Особенно это касалось комплексных обедов, когда повара явно устраивали соревнование: кто сделает обед из наименьшего количества ингредиентов и потратит при этом минимум продуктов… На завтрак я обычно брал кашу, чтобы банально набить желудок, потому что яичница или сосиска очень быстро пролетают. Благо, энергию тратить некуда, так что кое-как перебивались.

За сегодняшний день будет три стоянки. Первая из них в 10 утра — село Ярцево на левом берегу Енисея. Как уже упоминал, швартуемся всегда носом вверх, поэтому теплоход каждый раз делает оборот против течения. Пристань здесь типовая — плавучий дебаркадер с подобием контрольной зоны, залом ожидания и кассами. Но где бы мы ни выходили на берег, никогда при возвращении на теплоход не спрашивали билетов. Уж очень явно отличаются туристы от местных жителей…

На берегу в Ярцево организовался мини-рынок. Местные жители, кто на машине, кто на мотоцикле, кто на велосипеде или пешком, — организуют торговый ряд, где можно приобрести преимущественно изготовленные ими продукты питания: сушёная и вяленая рыба, пирожки, консервированные грибы, ягоды и овощи. Кто-то торгует самогоном и настойками сомнительного происхождения, кто-то сувенирами. Всё это выглядит жалко. Туристы что-то покупают, но в основном местные расходятся ни с чем. Ещё не дан гудок на отправление, а от рынка уже не осталось и следа: товар уложен обратно в котомки и багажники, люди разъезжаются. Ловить здесь до следующего рейса больше нечего. Если честно, мне было очень жалко этих людей и неудобно их фотографировать. Учитывая, что теплоход приходит сюда два раза в неделю (один — вниз по течению, второй — вверх) и только с июня по сентябрь, совершенно непонятно, как они тут выживают и чем занимаются…

Наверное, в каждом доме тут есть своя моторная лодка, потому что без этого никуда не выберешься и не прокормишься. Поэтому неудивительно, что в багаже многих пассажиров на нашем теплоходе были новые лодочные моторы — везли к себе домой. И эта одинокая корова, которая, громко мыча, пришла, чтобы напиться в Енисее — как апофеоз безысходности.

Стоянка в Ярцево короткая, всего пол часа, так что далеко на берег мы не уходим. Да и некуда… Интернета здесь нет, да и МТС у меня практически не ловит. Отправляемся дальше. Теплоход снова делает разворот вниз по течению. Сегодня нужно констатировать, что Енисей ощутимо раздался в берегах, ведь за эти 500 километров он принял в себя много рек, одна Ангара чего стоит. Ширина в районе Ярцево уже около 1,3 километров.

После обеда погода разгуливается, появляется солнышко и синее небо, и Енисей смотрится намного приветливее, чем с утра. Мы уже изучили весь корабль от и до и нашли места на палубе, которые меньше всего продуваются — это лавочка перед музыкальным салоном строго по центру, а также кормовая часть средней и шлюпочной палубы, находящаяся в затенении от набегающего ветра. А скорость наша составляет от 25 до 29 км/час. Надо понимать, что это скорость самого корабля + скорость течения. Так что если теплоход шёл на полных парах (23 км/час), то скорость реки тут примерно 5-6 км/час.

На следующую стоянку — село Ворогово — прибываем немного раньше графика, поэтому на берегу разрешено провести больше времени (уплыть раньше графика капитан не имеет права). Здесь всё то же, что и в Ярцево: опять разворот против течения, опять пристань-дебаркадер, опять мини-рынок на берегу. А ширина реки стала ещё больше — уже превышает 2 километра.

Тут мы с Максимом решаем прогуляться по селу и поискать магазин, чтобы пополнить запасы провизии (ужинать в ресторане решительно не бюджетно). Достопримечательностей в Ворогово никаких нет. По крайней мере, мы их не обнаружили. Зато магазинчиков оказалось целых два. Типичные деревенские магазины, какие я часто встречаю во время катания на велосипеде у себя по округе: изба с П-образным прилавком, за которым можно встретить совершенно разнообразный ассортимент от трусов до цепи для бензопилы. Конечно, широко представлена секция алкоголя и консервированных продуктов. Разумеется, только наличные и никакой кассы. Цены, кстати, вполне себе человеческие. Это типичный магазин для местных, который основную часть времени закрыт, но можно позвонить тёте Зине, она придёт, откроет магазин и отпустит тебе всё, что нужно. Конечно, во время прибытия теплохода магазины тоже открыты.

Отправляемся дальше. Скоро мы увидим знаменитую достопримечательностей, которой даже посвящена песня «Стоит туман над Енисеем», написанная в 1959 году Пахмутовой на слова Ольшанина, а исполнялась Петровым и ВИА «Искатели» — два островка: «Кораблик» и «Барочка». Капитан заблаговременно объявил о приближении по громкой связи, а потом поставил эту песню.

К 19-30 прибываем на последнюю на сегодня стоянку — посёлок Бор, практически напротив которого в Енисей впадает крупная река — Подкаменная Тунгуска. Снова левый берег, снова левый разворот и типовой дебаркадер. С палубы даже и не видно, что здесь кто-то живёт. Просто широкий песчаный пляж, а дальше лестницы, поднимающиеся куда-то на высокий берег. Даже торговых рядов местные жители не организовали.

Отправляемся на берег посмотреть, что из себя представляет этот посёлок. Как-то рука тоже не поднялась сфотографировать то, что мы увидели. Одним словом, разруха и безысходность. «Первую линию» домов на высоком берегу образуют двухэтажные деревянные бараки — ровесники нашего теплохода. Вокруг бараков огородики с теплицами. Напротив — линия покосившихся сараев. А между ними — песчаная дорога. Никакого асфальта тут нет и, наверное, никогда не будет. Как там говорил ВВП, сияя от собственной шутки: «Зачем вам машина, если у вас нет дорог?»… Тем не менее, машины тут есть. И лодки.

Сфотографировал наш теплоход с высокого берега. Отсюда хорошо видно, как широк Енисей. Спохватился было, что неправильно написал и корабль стоит носом ПО течению, но нет, всё верно, на фото выше видна корма с флагом, а не нос. Также, если присмотреться, у берега виден хивус — это катер на воздушной подушке, приводимый в движение гигантским пропеллером позади кабины. На хивусах можно перемещаться как по воде, так и по льду или снегу.

Вечернее солнце очень красиво освещало этот галечно-песчаный пляж, так что я некоторое время побродил по нему и пофотографировал. Но стоянка короткая, пора возвращаться на корабль. Сегодня (технически, уже завтра — в час ночи) будет Бахта, и если мы до того времени не уснём, то сможем посмотреть на высадку пассажиров с середины реки при помощи моторной шлюпки (в Бахте причала нет).

Этим вечером мы решили откупорить нашу заначку, которую везли с Красноярска — бутылочку виски :-). Сначала сидели в каюте по привычке, но погода выдалась настолько тёплой, что мы вышли на палубу и сели на лавочку под своим окном. Тут надо представить вам главного аниматора на корабле — капитанского кота Цибульку.

Цибулька подсел к нам, и хоть мы ему и не наливали, провёл с нами довольно много времени, а потом направился в сторону шлюпочной палубы по лестнице вверх. Не знаю, насколько правдива история, которую нам рассказали, но этот кот в начале навигации сам пришёл на корабль в Красноярске и поселился на нём. Выгнать постояльца ни у кого рука не поднялась. Так что теперь ходит где вздумается, харчуется на камбузе, созерцает Енисей.

А вообще, на корабле было ещё пара кошек с пассажирами, а также несколько мелких собачонок, которых выгуливали на берегу во время стоянок. Но Цибулька был сам по себе и занимался своими делами. Так что животные никому не докучали, но вот сильно докучали дети, которые каждый вечер от безделья начинали толпой человек по 10 просто бегать из одного конца коридора в другой, пока кто-то из них не падал и не начинал реветь, либо пока кто-то не выдерживал, выходил из каюты и всех разгонял «по домам».

Сегодня выдался потрясающий закат. Причем если в Красноярске темнело примерно в 21-30, вчера стемнело в 22-30, то сегодня сумерки длились почти до полуночи. И это неудивительно, ведь каждый день мы продвигаемся на север по 500 километров. Как оказалось, это вообще были последние сумерки до нашего возвращения домой, потому что на третью ночь уже не стемнело, так как мы прошли Северный полярный круг. Что касается Бахты, то её мы дождались, но было настолько темно, что можно было только услышать, как шлюпку спустили на воду, загрузили пассажиров, и она ушла куда-то вдаль, а потом так же вернулась.

Расширенная галерея этого дня: