Енисей, день первый

В понедельник 22 июля мы встали в половине шестого утра, чтобы успеть позавтракать, собраться и дойти до пристани, откуда будет отправляться наш теплоход. Накануне вечером мы также сходили туда, чтобы убедиться, что место верное и теплоход пришёл с низовий Енисея. Кстати, многие пассажиры грузятся именно с вечера и ночуют в своих каютах за дополнительную плату, чтобы не создавать утром очередь (многие из них везут десятки килограммов багажа) и сэкономить на гостинице.

Ну а мы пришли примерно за 20 минут до отправления, быстро прошли контроль и погрузились на борт. Подобно ресепшену гостиницы, на главной палубе (через которую происходит посадка) располагается касса и стойка регистрации, где выдаются ключи от каюты. Мы брали каюту первого класса на средней палубе, чтобы не делить это небольшое пространство с незнакомыми людьми целых четыре дня. Первый класс напоминает СВ в поезде, но в каюте дополнительно есть раковина для умывания, а также отдельный столик с креслами возле окна.

Интерьер максимально советский, аутентичный, со всеми этими коврами и лакированными поверхностями, что характерно не только для кают, но и для всех помещений теплохода. Оно и неудивительно, ведь его построили в 1954 году! То есть, сегодня он отмечает своё 70-летие, и до сих пор на ходу. Но как много ему осталось — неизвестно. Каждый год может оказаться последним. С более подробной информацией о теплоходе можно ознакомиться на сайте Пассажирречтранса.

Помимо двух мягких диванов, стола и кресел каюта оборудована шкафом для одежды и чемоданов, полками для книг и полотенец, радиоточкой, батареями отопления (на случай холодных ночей), а над раковиной есть зеркало и светильник для бритья. Выдается комплект постельного белья и полотенце. Душевые комнаты и туалеты находятся в коридоре. Окошко открывается при помощи вращения ручки-мясорубки. В общем, вполне себе чисто и уютно. Также на теплоходе есть одноместные каюты первого класса, каюты люкс с туалетом и душем, каюты второго и третьего класса. Два последних варианта имеют по 4 спальных места, как в купе поезда: во втором классе они мягкие, в третьем — жесткие. Каюты третьего класса находятся на нижней палубе, и вместо полноразмерных окон у них круглые иллюминаторы.

Коридоры ярко освещены, а стены украшены репродукциями на речную тематику и историческими фотографиями. На теплоходе чисто. Практически после каждой стоянки по коридорам бегают горничные с пылесосами, чтобы собрать песчинки и какой-то мелкий сор, который могли занести с берега пассажиры. А в последнюю ночь, когда мы ночевали уже в Дудинке после выхода всех пассажиров, вся команда драила теплоход так, что дым стоял коромыслом. И палубы, и коридоры, и души с туалетами, и опустевшие каюты — всё мылось с большим количеством хлорки, чистилось, пылесосилось. И так каждый рейс.

Пробежимся ещё немного по интерьерам корабля. На фотографии выше — библиотека и шахматный клуб. Столики между диванами — это шахматные доски. Правда за всё время мы не видели, чтобы кто-то здесь играл в шахматы или читал.

А выше представлен музыкальный салон, располагающийся в кормовой части шлюпочной палубы. В нём же стоит пианино (фото ниже). Но за весь рейс я так же не видел, чтобы тут проводились какие-то музыкальные вечера. Хотя в школьную бытность, когда мы с сестрой ходили в круиз по Волге на теплоходе «Александр Пирогов», аналогичное помещение постоянно использовалось для выступлений.

Но пора возвращаться на палубу, потому что подняты якоря, теплоход начал разворот вниз по течению (а швартовка всегда производится носовой частью корабля ПРОТИВ течения), а на пристани играет «Прощание славянки». Что ж, скажем Красноярску «До свидания», но не «Прощай», потому что это замечательный город, в который нужно обязательно вернуться, ведь тут осталось столько мест, которые хочется посетить!

Бросаем последний взгляд на Коммунальный мост и устремляемся вниз по Енисею навстречу новым приключениям со скоростью 25 км/час. Ближайшие четыре дня и 2.000 километров это судно будет нашим транспортом и нашим домом. Следующие часа полтора движемся вдоль Красноярска и его пригородов. Минуем арочный мост Транссибирской магистрали.

Погода с утра стоит пасмурная, на палубе находиться зябко, и это разительно отличается от вчерашнего дня, когда мы изнывали от жары на Столбах. А команда устроила учения по пожарной тревоге. Сначала включили сирену, все они быстро бегали туда-сюда, потом полили водичку из брандспойта, потом начали драить бак. Как мы поняли, на летнюю навигацию в матросы привлекают учащихся речного техникума, и им дают кое-какую практику.

Енисей в районе Красноярска не сказать чтобы очень широкий. В некоторых местах и 300 метров не наберётся, ну а в среднем, наверное, метров 400, максимум 500. Вода за бортом откровенно грязная. Цвет её мутно-молочный, с примесью каких-то хлопьев ила и неорганического мусора. Из такого не то, что пить не станешь, в таком и купаться не захочется.

Пока бродим по палубе, натыкаемся на организованную группу. Как мы поняли, это тур для богатеньких москвичей, который включает проживание в каютах люкс и первого класса, питание в ресторане (у нас питанием было не включено), экскурсии на стоянках теплохода, а также по прибытии в Дудинке и Норильске. Неудивительно, что уже в марте, когда мы покупали билеты на теплоход, свободных кают было всего штук пять, а в апреле они и вовсе закончились. Билеты раскупаются (или бронируются?) вот такими туроператорами, так что если вы вдруг захотите в июне купить билет на август, вас будет ждать фиаско.

Берега в верхнем течении Енисея красивые. Поскольку здесь продолжается граница Западного Саяна, нередки скальные выходы, на которых лес смотрится особенно живописно. Ну а мы побродили-побродили по палубе, да и отправились досыпать в свою каюту. Тем более, что вчерашняя ходьба давала о себе знать усталостью в ногах.

Проснулись в районе Казачинских порогов (фотография выше). Точнее, нас разбудил звук громкоговорителя. Как оказалось, о знаковых достопримечательностях по ходу движения сообщается по громкой связи, чтобы пассажиры имели возможность выйти на палубу и посмотреть. Пороги образованы скальными выступами и каменистыми грядами, пересекающими русло реки по всей ширине. Скорость течения здесь составляет 18 км/ч, а при различных колебаниях уровня воды может достигать и 22 км/ч.

В связи с быстрым течением для ряда судов проход через порог вверх затруднён. Проводка таких кораблей осуществляется единственным в России судном-туером — дизель-электроходом «Енисей», который берет суда на буксир и вытягивает их, двигаясь по стальному тросу, уложенному в русле, пропуская его через себя при помощи лебёдок. Порог является участком со светофорным регулированием движения судов, прохождение через него осуществляется под руководством капитана-наставника.

Вечером проходим, кажется, последний вниз по Енисею — Высокогорский мост под Лесосибирском. Сам же город мы проходим немного позднее. Он находится в 280 километрах от Красноярска и в 30 километрах от впадения Ангары. Город занимает седьмое место по объёму промышленного производства в крае, крупный центр лесопиления и лесохимии, а также самый крупный город Нижнего Приангарья. Лесосибирск часто называют «лесной столицей» Красноярского края.

По берегам Лесосибирска стоят довольно жуткие гигантские машины, между которыми протянуты тросы, а под ними всё завалено брёвнами. Надо полагать, это какие-то механизмы для выгрузки или транспортировки леса. Но остановки в этом городе нет, и мы идём дальше в сторону Енисейска, куда прибываем затемно, но практически на 30 минут раньше графика, поэтому капитан объявляет часовую стоянку.

Хотя на улице темно и время к 11 часам ночи, отправляемся побродить по берегу. Это самый северный от Красноярска крупный город, до которого можно доехать по автомобильной дороге. Дальше сообщение производится уже только по воде… И здесь, на радость публике, снова появляется интернет, чтобы потом исчезнуть до самой Дудинки.

Богоявленский собор — один из древнейших в Красноярском крае, замечательный архитектурный памятник сибирского каменного зодчества XVIII века, памятник архитектуры федерального значения. За время своего существования храм неоднократно достраивался и перестраивался. В советский период был частично разобран и использовалась как склад.

Енисейск является районным центром с населением около 17,5 тысяч человек. Располагается на левом берегу Енисея, ниже впадения Ангары, в 348 километрах от Красноярска. Исторический центр города с 2000 года внесён в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Енисейский (Тунгусский) острог был построен летом 1619 года отрядом тобольских казаков во главе с сыном боярским Петром Албычевым и стрелецким сотником Черкасом Рукиным. С 1623 года местные воеводы назначались непосредственно из Москвы. С приходом к власти большевиков в Енисейске была переименована большая часть дореволюционных названий улиц.

В Енисейске расположены 18 старинных храмов и множество зданий, являющихся памятниками архитектуры. К 400-летию города (2019 год) проводилась глобальная реконструкция, при которой бережно восстанавливалось около сотни исторических памятников. В Богоявленском соборе отреставрирована колокольня, Троицкая церковь восстановлена практически с нуля по фотографиям и картинам и имеет чугунную плитку на полу, выполненную по образцам 18 века. Весь городок оформляется в едином стиле с сохранением уникальных деталей — вековых резных ставней и наличников.

Енисейск является конечным пунктом Енисейского тракта, автодороги краевого значения, которая связывает город с Лесосибирском и Красноярском, а через него с сетью российских дорог. Чтобы не пополнить число гостеприимных жителей города, спешим обратно к теплоходу :-).

Расширенная галерея этого дня: