Красноярские Столбы

В воскресенье 21 июля мы с Максимом встали пораньше, чтобы посвятить самому интересному для нас объекту Красноярска — Столбам — максимум времени. Позавтракали в ресторане гостиницы, вызвали такси, которое перебросило нас на другую сторону Енисея, и через каких-то 20 минут мы стояли на старте нашего заранее подготовленного маршрута возле восточного входа в парк. Приношу извинения за качество фото, многие оказались засвечены и-за яркой солнечной погоды.

Для начала немного общей информации. Не так давно считалось, что Столбы имеют возраст порядка 250 миллионов лет. Однако по последним данным учёных, они намного древнее даже этого рубежа, а именно, их возраст составляет около 400 миллионов лет, что соответствует девонскому периоду палеозойской эры. В этом месте раскаленная магма поднялась из глубин планеты и разлетелась по земной поверхности. Далее ветра, дожди и снега придали Столбам такие удивительные формы.

Сегодня «Красноярские Столбы» — национальный парк на северо-западных отрогах Восточного Саяна, кандидат на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Площадь парка составляет почти 50 тысяч гектаров и только 5% этой территории открыты для посещения туристами (95% из которых поднимается по канатке, проходит 500 метров по деревянному настилу, фотографируется на фоне металлической рамки с надписью «Красноярские Столбы» с видом на центральную группу вдали и с чувством выполненного долга уезжает обратно в город). Остальная территория доступна по специальному разрешению (6%) и недоступна вообще — 89% площади парка. Оно и к лучшему.

При подготовке маршрута по парку мне сильно помог сайт местных энтузиастов www.stolby.ru, где скрупулезно и с любовью описаны все скалы и камни, скалолазные трассы, можно почитать об истории места и связанных с ним персонах, и что мне особенно понравилось — ознакомиться с готовыми маршрутами разной степени сложности. Но мы не ищем лёгких путей, поэтому я взял не один, а сразу два сложных маршрута и соединил их в один 25-километровый 🙂

Стартовый городок кстати понравился. Я бы сказал, что он сделан по европейским или даже американским стандартам, а именно, там есть парковка, визитор-центр с информацией по основным маршрутам, санитарная зона, а также родник, где можно набрать свежей водички перед стартом. День намечался жарким, так что я взял с собой (правда ещё из гостиницы) почти два литра жидкости и не прогадал.

Долго не раскачивались, направились сразу по нашему треку. Основная часть приезжающих сюда туристов идут по довольно окультуренной тропинке прямо в сторону Китайской стенки. У нас же в планы входило посмотреть ещё и на Ермака и Сторожевого, поэтому мы свернули направо на красивую лесенку, которая, правда, через несколько десятков ступеней закончилась и перешла в крутой грунтовый подъём между деревьями с набором около 230 метров.

Можно сказать, что это была разминка, но уже там пришлось прилично попыхтеть. Вообще для понимания, высота отрогов Саяна, на которых расположена туристическая часть Столбов, не сильно превышает 500 метров, что, тем не менее, сопоставимо с высотой Останкинской телебашни, и это пешком и не по ступенькам, а на маршруте часто приходится спускаться с одного гребня и снова подниматься на другой.

На фото выше Максим осознаёт, что простой сегодняшняя прогулка не будет 🙂 На самом деле, это шутка, потому что он тоже опытный турист, да ещё и из Приморья, где гористый рельеф — норма жизни, и ты всё время идёшь либо в гору, либо с горы. Так что мы довольно оперативно добрались до первого столба — Ермака. А всего столбов в парке — 99!

Сквозь Ермака открывается вид на Торгашинский хребет — место, которое тоже непременно нужно посетить, если есть несколько свободных дней в Красноярске (у нас их не было) — там есть множество интересных маршрутов.

Неподалёку от Ермака стоит Бородок. Как и у многих столбов, его название подписано на табличке рядом с основанием. И как многие столбы, его сложно картинно сфотографировать из-за яркого освещения, ограниченной площадки и растущих вокруг деревьев. Но тем не менее)

Следующий столб (на фото выше) — Сторожевой. По футболке можно заметить, что мы уже изрядно взмокли, добираясь сюда. По ощущениям, в этот день температура перевалила за +30, а под прямым солнцем было и выше. Далее мы вышли к Китайской Стенке.

Китайская стенка — не просто столб, а скальная гряда длинной около 300 метров и высотой от 10 и до 60 метров, сложенная из сиенита. Данный объект очень популярен среди столбистов, так как имеет разнообразный рельеф, множество трещин и огромную площадь для лазания, благодаря чему здеcь расположено несколько десятков скалолазных трасс сложностью от 5а до 7b.

Стенку можно обойти вокруг, что мы и сделали. Правда оба стали жертвами каких-то свирепых местных ос. Сначала одна из них ужалила Максима в правую икру, а через пару минут другая ужалила меня в левую. Скорее всего, где-то тут в камнях у них был расположен улей и они его защищали.

Примерно в середине стенки есть большая осыпь курума, по которой можно забраться на седловину (фото выше), откуда открывается живописный вид, и если приглядеться, можно увидеть вдалеке город. Тут туристическая часть маршрута заканчивается, и большинство поворачивает обратно на парковку или доходит до Ермака. Мы же направились вниз по едва видимой тропинке, которая через пару километров и вовсе пропала, так что пришлось воспользоваться навигатором и фактически напролом пробиваться через довольно-таки заросший лес до противоположной стороны распадка, а затем снова набирать высоту на противоположный гребень.

Там нас поджидал весьма условный столб Медея, больше похожий на кучу валунов (а на сайте такого объекта вообще не значится), от которого мы уже по гребню двинулись в сторону Орулгана, Жабы и Цыпы.  И если в низинах между гребнями лес лиственный, сырой и малоприятный, то наверху всегда очень живописно: большие открытые пространства, поросшие причудливо искривлёнными соснами.

Между Жабой и Цыпой мы даже немного поскалолазили без риска для здоровья. Впрочем, там мы были не одни, потому что место очень приятное, панорамное, и местные приходят сюда просто посидеть, позагорать и отдохнуть от городской суеты.

Долго ли, коротко ли, первую часть нашего трека мы прошагали, и она привела нас немного южнее стартовой точки. Там был перехлёст маршрута, а также хороший ручей, в котором мы умылись, напились и пополнили запасы воды. А рядом смогли пофотографировать бурундука в кормушке, который за обе щеки уплетал лакомства. Ну а дальше началась, пожалуй, самая сложная часть нашего маршрута. Это была малохоженая тропинка (с табличкой «закрыто») с очень крутым набором высоты сначала по грунту, а потом и по скалам, и в верхней части она уже напоминала русло пересохшего горного ручья.

И вывела нас эта тропинка к подножию самого Такмака — столба, который видно аж из Красноярска с той стороны Енисея. Собственно, на фото выше видно город, реку и снова Торгашинский хребет. А если знать, куда смотреть, можно увидеть и знаменитую лестницу на этот хребет, которая считается едва ли не самой длинной в Европе.

Такмак. Фотография не передаёт его размера, но если приглядеться, то можно увидеть крохотные фигурки скалолазов, которые прямо на наших глазах штурмовали его вершину. Ну а мы какое-то время переводили дух и перекусывали у его подножия, а дальше нам предстоял траверс под Такмаком до канатной станции, который оказался ещё менее хоженым, нежели подъём. И это было единственное действительно опасное место нашего трека, повторять его я бы не советовал.

Выбравшись к канатке, мы снова окунулись в цивилизацию. Это именно то место, куда приезжает 95% туристов, чтобы посетить столбы «для галочки». Поэтому тут есть всё: и смотровая площадка на город, и какие-то шезлонги для возлежания, и кафешка с мороженым и напитками. Так что здесь мы ещё раз пополнили запасы жидкости.

От канатки по направлению к центральной группе столбов идёт обустроенная экотропа с интерактивными зонами, по которой настолько непривычно и удобно идти по сравнению с первой частью нашего маршрута (где средняя скорость составила 2,5 км/час). Но затем и экотропа заканчивается и начинается обычная тропинка, тоже помеченная знаком «закрыто», но это никого не останавливает. Точнее, останавливает 90% туристов, которым просто лень или не хочется идти по грунту и испачкаться 🙂 На фото выше столб Первенец.

Дальше с названиями некоторых столбов может быть неточность, потому что мы к этому моменту посмотрели их уже немало, не все они подписаны, да и многие похожи друг на друга. Наверное, на фотографии выше Четвертый Столб. Надо отметить, что первые столбы (Ермак и Сторожевой) уже казались нам большими, но столбы центральной группы по сравнению с ними просто гигантские.

Конечно же, Перья нельзя спутать ни с чем другим. Этот столб настолько известный и раскрученный, что если туристы и добираются до центральной группы, то все они хотят увидеть в первую очередь именно Перья. У подножия прибита табличка в память о Владимире Тёплых, одном из самых известных столбистов (лазающих без страховки), погибшем здесь 35 лет назад.

Напротив Перьев находится столб Львиные Ворота, на который может залезть даже школьник, так что мы с Максимом тоже туда вскарабкались. А у подножия Ворот, в тенёчке, расположился колоритный бородатый дедушка, продающий самодельные бусы из разноцветных камушков. Но примечателен он не бусами, а тем, что также является знаменитейшим столбистом, которого вы наверняка увидите в обзоре любого блогера. И даже на главной странице сайта www.stolby.ru, который я упоминал выше, он не с проста сидит прямо по центру босиком, скрестив ноги.

Первый Столб (на фото выше) — это невообразимых размеров гора гигантских каменных блоков, по которым то тут, то там пытаются карабкаться люди. И вообще в районе центральных столбов довольно людно, но приходят они сюда не со смотровой площадки, как мы, а с западного входа, через который мы будем выходить. Путь там простой, с небольшим градиентом, но довольно унылый: целых 7 километров нужно идти по слегка извилистой то грунтовке, то асфальтовой дороге.

Возле Первого Столба, уже на выходе к лестнице, лежит шутливый столбик под названием Слоник, который едва ли крупнее настоящего слона. А по сравнению с другими столбами — просто камушек. Зато бурундуков в этой части парка очень много, и некоторый из них не возражают против того, чтобы их пофотографировали. За мзду 🙂

Вот и подошёл к концу наш маршрут по парку. Фактически вышло даже больше, чем планировалось — 28 километров с набором высоты под 1600 метров, за счёт того, что мы кое-где плутали, а кое-где ходили вокруг столбов или даже на них забирались. Поэтому вернулись в гостиницу ближе к ужину и сил осталось на то, чтобы дойти до магазина и закупиться продуктами в дорогу.

Ну а по пути в магазин мы прошли по набережной до причала чтобы убедиться, что наш теплоход уже прибыл и ожидает нас завтра ранним утром (отправление в 7-00).