Красноярск-2024

Решил назвать эту статью по имени города, с которого началось моё путешествие 2024 года, хотя внутри будет достаточно большая вступительная текстовая часть без иллюстраций, непосредственно к Красноярску не относящаяся. Однако я посчитал, что как из песни не выкинешь слов, так и неправильно было бы вынести это вступление куда-то в отдельную заметку, и тогда читателю будет непонятно, как меня вообще туда занесло, как происходило планирование и с чего всё началось.

Идея путешествия на плато Путорана зародилась у меня в голове порядка пяти лет назад, когда один знакомый (привет Марату Шарафутдинову) посетовал, что много путешествовал, но так и не смог реализовать две мечты: побывать на Камчатке и на плато Путорана. На тот момент я тоже не был ни в одном из этих мест и решил, что раз уж даже опытные путешественники-походники мечтают там побывать, то мне непременно стоит к ним присмотреться. В итоге в 2020 году я закрыл первый пробел, отправившись на Камчатку, и вот, в начале 2024 года я понял, что настал черёд плато Путорана, так как регион является одним из самых труднодоступных в России (в год его посещает не более 2000 туристов), а стоимость туров растёт как на дрожжах. Дополнительно подогрел свой интерес просмотром тематических видео и прочтением описания программы на туристических агрегаторах.

Плато Путорана находится на границе полуострова Таймыр на севере Красноярского края, за северным полярным кругом. Комфортное время посещения ограничивается буквально тремя месяцами: с середины июня по середину сентября, когда прошлогодний снег почти растаял, новый почти не выпал, а навигация по водным путям (добраться на плато можно только по воде либо на вертолете) открыта. При этом июнь здесь – это весна, июль – лето, а август – уже осень, но и в июле не исключены метели. Стартовой точкой заброски является самый северный город мира с населением более 100 тысяч человек – Норильск (находится немного севернее Мурманска). И что характерно, в Норильск тоже можно добраться либо по воде несколько месяцев в году, либо самолётом, так как ни местная автомобильная, ни железная дороги не имеют соединения с «большой землёй».

Параллельно закинул идею путешествия товарищу из Владивостока, поскольку он также интересовался этим направлением и плюс-минус в эти же даты планировал летний отпуск. Чтобы расширить программу и совместить приятное с полезным, я решил усложнить логистику и стартовой точкой сделать не сам Норильск, а Красноярск, до которого нам с разных концов страны лететь примерно одинаково – по 4,5 часа. Посетить Красноярские Столбы, посмотреть немного и сам город, а далее на рейсовом теплоходе отправиться вниз по Енисею до Дудинки (2000 километров и почти четверо суток пути), откуда уже на автобусе приехать в Норильск (около 90 км) к старту тура. Самым сложным было состыковать даты тура с датами рейсов теплохода (так как на маршруте их всего два, а вверх по течению они идут аж шесть суток) и датами отпусков, но в конечном итоге ребус сложился, и было решено: едем. Уже в марте начали покупать билеты на теплоход, самолёты, бронировать гостиницы и сам тур. Особенно сложно пришлось Максиму, потому что прямых рейсов из Владивостока в Красноярск не было и пришлось собирать конфигурацию с пересадкой в Иркутске, а обратный перелёт из Норильска вообще с двумя пересадками: в Красноярске и Чите. В итоге программа получалась почти идеальной и укладывалась в стандартные две недели отпуска: в пятницу вечером 19 июля вылет в Красноярск, встреча там утром субботы, два дня на осмотр города и Столбов. Утром понедельника отправление в Дудинку, вечер четверга – прибытие в Дудинку, осмотр города. Пятница 26 июля – переезд в Норильск и осмотр города. Утро субботы 27 июля – встреча с группой и заброска на плато. Суббота 3 августа – возвращение в Норильск, воскресенье – резервный день, утро понедельника 5 августа – вылет и прибытие домой.

Последующие месяцы были заполнены подготовительными работами. Собиралась информация по мелким населённым пунктам на Енисее (я даже специально перечитал замечательный роман Ремизова «Вечная мерзлота», где основные события разворачиваются между Туруханском и Игаркой), по достопримечательностям, просматривались профильные сайты, обзоры, фильмы на ютубе, докупалось кое-какое мелкое снаряжение и одежда, отрисовывались треки для оффлайн навигации по красноярским Столбам, Дудинке и Норильску.

И вот, наконец, волнительный день отъезда. Работа поставлена на паузу, вещи собраны и проверены по списку, котики оставлены в надёжных руках. Выезжаю из Ногинска на вечерней электричке, пересаживаюсь на Киевской на аэроэкспресс до Шереметьево. Пара часов ожидания, и самолёт в час ночи вылетает в Красноярск. Поскольку летим навстречу солнцу и время набегает с удвоенной скоростью, через пару часов за окном светает, а в 9-30 по местному времени под крылом показался Енисей и столица Красноярского края.

Остаётся дождаться в аэропорту Максима, которому нерадивая авиакомпания перенесла на несколько часов время вылета, и мы едем заселяться в гостиницу «Огни Енисея», расположенную с видом на одну из величайших рек России. Поскольку прибыли днём, да ещё и толком не спали ночью, и разница во времени с Москвой у меня +4 часа, у Максима с Владивостоком -3 часа, планов грандиозных на субботу не строим: в Столбы поедем завтра утром, а сегодня ограничимся беглым осмотром города, после чего будем отсыпаться. Кстати, Максим ещё и в Иркутске во время ожидания пересадки успел нарезать по центру города почти 15 километров пешком.

Но что такое для нас 15 километров, да ещё и по городу? Всего лишь 2,5 часа неторопливой ходьбы :-). Так что разбираем вещи, немного переводим дух, берём с собой водичку (в Красноярске жара) и отправляемся смотреть город. Кстати о гостинице: она нам весьма понравилась как своим расположением, так и соотношением цена/качество. Окно номера выходило хоть и не на сторону Енисея, зато на монументальное здание Енисейского пароходства (фото в конце статьи). Единственное, завтрак (не входил в стоимость номера) показался неоправданно дорогим (700 рублей с человека) и для этой цены довольно простеньким.

Что посмотреть в черте города? Конечно же, в первую очередь, набережную и знаменитый Коммунальный мост, увековеченный на 10-рублёвой купюре. Он внесён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» и уникален как технологией постройки (сведён при помощи понтонов из собранных на берегу железобетонных конструкций), так и тем, что на момент открытия в 1961 году являлся самым длинным автомобильным мостом в Азии. Вес каждой из 75-метровых полуарок составляет полтора миллиона килограммов.

Огромен Красноярск (почти 1,2 миллиона жителей), велика и благоустроена и набережная Енисея. Хорошо здесь и прогуляться, и просто посидеть на лавочках. Встречаются и малые архитектурные формы, как этот памятник уличному музыканту. Попадается много точек проката велосипедов и самокатов на любой вкус.

Хотели было зайти в Центральный парк культуры и отдыха, посмотреть на знаменитую детскую железную дорогу, памятник Виктору Цою, но оказалось, что весь он обнесён строительным забором и закрыт на неопределённое время то ли для строительства метро (?), то ли просто для тотальной реконструкции. Делать нечего, поднимаемся до улицы Карла Маркса и направляемся в обратную сторону, попутно любуясь архитектурой старой части города.

Видно, что о внешности города администрация заботится, и в его облик вложено немало бюджетных денег. Практически все исторические здания отреставрированы и находятся в хорошем состоянии. Встречаются на улицах и представители современного искусства. Например, разноцветные кедровые шишки. Всего их в городе семь, расположены они в разных районах, так что мы успели запечатлеть одну (а вторую видели проездом).

Фонтан «Валентин и Валентина» (можно встретить название «Адам и Ева» из-за яблока, которое держат юноша и девушка) считается одним из самых красивых в городе. Зимой местные студенты любят укутывать эту пару в курточки и шапочки, а летом вода и тень привлекают стаи голубей, для которых это едва ли не единственное место в ближней округе, где они могут напиться в такую жару.

Ещё одним обязательным местом к посещению в Красноярске является остров Татышев — самый большой остров на Енисее в черте города (площадь более семи квадратных километров), являющийся прекрасным парком, зоной отдыха и спорта, а попасть на него можно по пешеходному вантовому Виноградовскому мосту. Могу ответственно заявить, что по уровню благоустройства Татышев даст фору даже большинству парков столицы! Ну а какой из московских парков может похвастаться полуручными сусликами, которые стоят возле своих норок и выпрашивают у прохожих орешки?

Благоустройство острова началось в 2004 году, в 2006 открыта первая велодорожка. А сегодня это сеть из десятков километров широченных асфальтированных и грунтовых дорожек, размеченных для движения пешком, на велосипеде, роликах или даже лыжероликах: всем хватает места. По истине, без велосипеда осмотреть весь остров просто невозможно, так он огромен. И пространство это не пустое, а наполнено спортивными площадками, детскими игровыми зонами, точками проката спортивного снаряжения, точками питания. Есть площадки для игры в волейбол, баскетбол, настольный теннис, для катания на скейтах, присутствуют красивые пруды с обустроенными набережными, где можно загорать на настилах и шезлонгах. Так что неудивительно, что в погожие выходные дни его посещаемость достигает 100 тысяч человек в день (!) и надо сказать, что благодаря огромной территории скученности народа не наблюдается и нет эффекта «метро в час пик», который не покидает при посещении большинства московских парков.

В итоге мы как ушли на Татышев, так и забыли о том, что последний раз ели в самолёте. И уже ближе к вечеру, вернувшись в центр города, вспомнили про пустые желудки и направились перекусить в одну из столовых, по пути к которой нас немного подмочил дождик (как оказалось, первый и последний за всё время нашего путешествия включая плато Путорана). Ну а после ужина как было не зайти в лучший крафтовый бар города -Jawsspot-Красноярск? Заведение сетевое, посещал его в Москве и Екатеринбурге, так что могу всячески рекомендовать любителям пенного.

День выдался жарким, насыщенным, находили по городу порядка 15 километров, так что отправились в гостиницу отдыхать и набираться сил перед завтрашним походом в парк «Столбы», где у нас был подготовлен трек на 25 километров по пересеченной местности с неопределённым набором высоты…

Галерея этого дня: