Решил в этом году написать отдельную статью, чтобы рассказать о наиболее запомнившихся заездах на велосипеде и показать самые красивые фотографии, сделанные в их процессе. Итак, поехали.
Чтобы быть последовательным, начну с наиболее протяжённого и далее по уменьшению километража (но не сложности). Разумеется, в список войдут не все мои гран-фондо этого сезона, а только самые интересные.
«200 в одно лицо» 14.08.2021 — самый дальний мой заезд на конец 2021 года. Расстояние 209 километров, высота 631 метр, общее время 9 часов 40 минут (в движении 8 часов 35 минут), скорость 24,4 км/час. Как понятно из названия, маршрут был пройден в одиночку, а в качестве трека я использовал зимнюю заготовку на 175 километров, дорисовав необходимый отрезок для достижения 200+ километров. Первая половина маршрута начиная от Электростали была для меня новой, прежде я никогда не бывал в тех краях (Куровское, Ликино-Дулёво), но именно она содержала большое количество часовен, которые мне требовалось сфотографировать для коллекции. Вторая половина маршрута от Орехово-Зуево до дома была мне хорошо знакома, за исключением грунтового отрезка от Тепёрок до Кашино. В целом сложность трека оказалась невысокой, поскольку значительная часть его проходила по асфальтовым дорогам, но было достаточно и грунтовых участков разной степени заболоченности. По итогу заезда у меня даже остались силы (в заметках указано, что мог бы проехать ещё примерно 50 километров). Больше всего запомнился импровизированный музей под открытым небом рядом с СНТ «Вертолёт-2», где на небольшой площадке собрано несколько настоящих советских вертолётов разных поколений. Также запомнилась часовня св. Никиты, расположенная на отшибе среди леса, рядом с родником.
«Centenaire 200» 02.10.2021. Расстояние 203 километра, высота 1784 метра, общее время 8 часов 24 минуты (в движении 7 часов 59 минут), скорость 25,4 км/час. Это был шоссейный заезд от Караван-Марафона, в котором мне предложил поучаствовать Виталик всего спустя 2 недели после гонки ЛЕС-2021. Впервые принимал участие в подобном мероприятии: официальный заезд с регистрацией результатов в российском рейтинге велосипедистов, двумя промежуточными контрольными точками и по совместительству точками питания, где можно было перекусить быстрыми углеводами: бананами, мармеладом, зефиром, печеньем, горячим чаем-кофе или кока-колой. Даже на горном велосипеде мне удалось обогнать нескольких участников на шоссейных велосипедах, а по итогам я выполнил бронзовый норматив (200 километров менее чем за 8 часов 30 минут общего времени). В сезоне 2021 это стал заезд с самым большим набором высоты. Гонка проходила в Солнечногорском районе Московской области. На фото ниже не все участники, а первая пачка (на старт выпускали по 10 человек каждые 30 минут, чтобы не провоцировать на дороге опасные ситуации из-за большой группы велосипедистов). За участие должны дать памятную медаль, но партия застряла где-то на таможне, так что надеюсь получить её хотя бы в начале 2022 года.
«ЛЕС-2021» 18.09.2021. Расстояние 201 километр, высота 664 метра, общее время 13 часов 59 минут (в движении 13 часов 26 минут), скорость 15,0 км/час. Приключенческая гонка AFR (Adventure Fat Race) в Мещёре на границе Московской и Владимирской областей, изначально созданная для фэтбайков — велосипедов с широкими шинами повышенной проходимости, но не запрещающая участие на других типах велосипедов. Про это событие я уже написал отдельную статью, но не могу не упомянуть его и здесь. Данный заезд стал самым сложным за всю мою «карьеру», так как более 90% маршрута проходит по грунтовым дорогам, в том числе вязким пескам, бродам через реки и настоящим болотам. Это был первый случай, когда на финише у меня уже не было ни желания, ни сил проехать ещё хотя бы 10 километров сверху. Во многом это обусловлено общими экстремальными условиями проведения: финиш в час ночи, более 6 часов пришлось ехать в темноте при свете фонарей, при низких температурах. По пути никаких точек поддержки и практически полное отсутствие цивилизации, то есть, полное самообеспечение начиная с воды и питания и заканчивая возможными техническими проблемами с инвентарём, а также практически непрерывное движение на протяжении 14 часов. Хотя были люди, финишировавшие и намного позже нас — уже засветло. На финише ждал сытный ужин, костёр и памятная деревянная медаль.
«Три в одном» 28.08.2021. Расстояние 171 километр, высота 725 метров, общее время 9 часов 32 минуты (в движении 8 часов 20 минут), скорость 20,5 км/час. Маршрут также являлся зимней заготовкой и объединил в кольцо три места, которые я хотел непременно посетить: место гибели Гагарина и Серёгина, Введенский островной монастырь, остатки узкоколейного железнодорожного моста через реку Киржач. Также осуществил его в одно лицо. Более 100 километров трека были для меня незнакомыми, маршрут изобиловал грязными грунтовыми участками, поэтому оцениваю его сложность как выше средней. Достопримечательности действительно оказались интересными. В островном монастыре, помимо прочего, можно купить в ларьке свежую выпечку: кексы и пирожки с разными начинками.
«Больше грязи» 05.09.2021. Расстояние 168 километров, высота 536 метров, общее время 11 часов 56 минут (в движении 8 часов 53 минуты), скорость 19,0 км/час. Заезд большой компанией с электростальскими велосипедистами и стартом из Орехово-Зуево, куда я также добирался своим ходом. Запомнился противной погодой с периодически срывающимися дождями, обилием луж и грязи. Ехали неспешно и с большим количеством промежуточных остановок, поэтому получилось так долго, и это вообще характерно для заездов большими группами. По пути отваливались по очереди участники, так что до финиша доехали мы с Виталиком вдвоём. Получилась скорее тренировка волевых качеств (езда в мокрой одежде) нежели проверка физической готовности.
«Лакинск — Кольчугино — Киржач — Ногинск» 05.06.2021. Расстояние 160 километров, высота 1060 метров, общее время 7 часов 30 минут (в движении 6 часов 40 минут), скорость 24,0 км/час. Опять же соло-заезд по заготовленному зимой маршруту, но не кольцевой, а обратно-радиальный с заброской в точку старта на электричке. Рассчитывал преодолеть расстояние минимум за 9 часов общего времени из расчета 20 километров в час + час отдыха, но поймал попутный ветер, так что справился быстрее. Запомнился холмистый рельеф участка Лакинск — Кольчугино, а также бесконечный прямой кусок от Кольчугино в сторону Киржача. Разумеется, по пути зацепил целый набор новых столбцов в свою коллекцию.
«По реке Киржач» 10.07.2021. Расстояние 140 километров, высота 573 метра, общее время 11 часов 21 минута (в движении 7 часов 57 минут), скорость 17,7 км/час. Развлекательный заезд большой компанией с двумя Димами, Ромой, Стасом и Виталиком с целью искупаться, попить кваса с пивом и посмотреть красоты вдоль реки Киржач с заездом в одноимённый город. Запомнился чрезвычайной жарой и невероятным количеством жидкости, которое мы все употребили по пути. Удалось посмотреть «водопад» на реке — остатки старой плотины, разрушенную Аргуновскую колокольню и лесную церковь в Кашино, а также пару раз искупаться. Во второй половине пути у Стаса кончилась энергия вместе с энтузиазмом, поэтому ехали в час по чайной ложке, делая частые и продолжительные остановки, чтобы его не потерять. Из Электрогорска до Борового озера внаглую проехали через действующую воинскую часть, а на выезде нам даже открыли ворота: видимо, приняли за отдыхающих офицеров.
«Гремячий Ключ» 31.07.2021. Расстояние 138 километров, высота 867 метров, общее время 7 часов 45 минут (в движении 6 часов 18 минут), скорость 21,9 км/час. Совместный с Виталиком заезд к знаменитой достопримечательности Сергиево-Посадского района, которую я давно хотел посмотреть. Примерно половина трека также была нам незнакома, так что ориентировались по местности. Поездка запомнилась жарой, красивыми пейзажами, пшеничными полями, старинной булыжной дорогой между Шитовой Сторожкой и Шарапово, ну и, конечно, самим Гремячим Ключом, где можно искупаться в ледяных источниках и набрать чистой питьевой воды, которая вытекает из-под склона Софринского артполигона 🙂 Не обошлось и без приключений: на подъёме в булыжную горку Виталик оборвал трос заднего переключателя, так что вторую часть путешествия ему пришлось ехать на одной передаче, намотав обрывок на раму.
«Лосиный остров» 15.08.2021. Расстояние 134 километра, высота 419 метров, общее время 9 часов 39 минут (в движении 7 часов 33 минуты), скорость 17,8 км/час. Заезд-реванш по мотивам трека, который я пытался реализовать в мае этого года с целью проникнуть в Москву через леса Лосиного острова со стороны Валентиновки и вернуться через Королёв. Тогда мне это не удалось и я завяз в болотах, а на этот раз провёл работу над ошибками и более детально проработал трек, что позволило-таки мне выехать к лосиному тоннелю под МКАДом и далее в культурную часть парка со стороны Москвы. Погода стояла жаркая, так что я довольно долго прохлаждался в тени с баночкой-другой пива. Лосей повстречать снова не удалось, но об их присутствии говорит множество свежих следов в лесу. Примечательным фактом также является то, что данный маршрут я проехал после заезда на 209 километров накануне (первый номер этого списка).
«Кружок Телогреича» 23.10.2021. Расстояние 130 километров, высота 452 метра, общее время 6 часов 56 минут (в движении 6 часов 20 минут), скорость 20,7 км/час. Совместный с Виталиком заезд по треку Толстолапов с заброской на машине до Кривандино Шатурского района. Довольно-таки грязный, сложный, техничный и трудоёмкий маршрут с преобладанием грунтов средней проходимости, который мы при этом проехали на высоких скоростях с минимальными остановками для отдыха и питания, в результате чего прилично так устали к финишу. Красивые виды, которые очень быстро сменяют друг друга: от лесных болот до светлых сосновых лесов, полей и рек. По пути практически отсутствуют населённые пункты с магазинами, поэтому всю провизию лучше сразу везти с собой.
«Нераж» 09.10.2021. Расстояние 127 километров, высота 695 метров, общее время 7 часов 11 минут (в движении 6 часов 32 минуты), скорость 19,5 км/час. Соло-заезд по зимней заготовке, названный по одноимённой деревне. Кольцевой трек во Владимирской области с заброской на машине до Петушков. Запомнился красивой природой, а также практически полным отсутствием дорог, стоит только съехать с основного шоссе, так что моё передвижение по деревням и между ними было довольно сильно затруднено грунтами средней и низкой проходимости. Ну а сильный встречный ветер и рельеф местности дополнили картину дня.
«В Киржач с Димоном и Виталиком» 26.06.2021. Расстояние 123 километра, высота 540 метров, общее время 8 часов 12 минут (в движении 6 часов 42 минуты), скорость 18,3 км/час. Из названия всё понятно, это был развлекательный заезд с целью посмотреть новые лесные тропы и посетить некоторые достопримечательности Киржача, в том числе Вшивую горку. Прежде всего этот день запомнился самым ранним стартом за всю мою «карьеру» — в 5 часов утра мы с Виталиком уже встречались на переезде в Бабёнках, и всё ради того, чтобы как можно большую часть маршрута проехать до наступления пекла. В Следово встречались с Димоном, который и был нашим путеводителем в этот день. В самой дальней точке, на Вшивой горке, мы искупались в реке Киржач и отдохнули, а на обратном пути решили ехать от Следово по асфальту через Мамонтово, где Виталик и проколол колесо. Заклеились и дальше докатили уже без проблем.
«Внезапная ночная сотня» 13.09.2021. Расстояние 114 километров, высота 215 метров, общее время 5 часов 22 минуты (в движении 4 часа 48 минут), скорость 23,9 км/час. Импровизированный заезд, в котором сотня изначально не планировалась. Собирались с Виталиком проверить свои фонари и потренироваться в ночном лесу. Сначала отправились на Волхонку посмотреть новый участок «стальных ног», потом доехали до Мамонтово, оттуда через Следово лесом выбрались в Заречье (Виталик по пути чуть не упал на гадюку). Погода была тёплой, так что решили сделать кружок через Красный Огорок и Головино, где и перекусили. Брал с собой только один батончик Mars, так как не планировал далеко уезжать. Возвращались через Карабаново, где я обнаружил, что потерял телефон, забыв застегнуть нарамную сумку. Пришлось ехать в обратном направлении в надежде, что найдём его в ночи, а также что он не упал на асфальт или его не подобрал кто-нибудь. В итоге нашли в 15 километрах, он лежал на мягкой песчаной тропе в лесу в районе Топического озера. В связи с этими кругалями намотали много километров, и я уже очень сильно проголодался, так как с обеда почти ничего не ел, а было уже в районе полуночи.
«Вятские узоры V.3» 21.08.2021. Расстояние 111 км, высота 762 метра, общее время 4 часа 53 минуты (в движении 4 часа 33 минуты), скорость 24,5 км/час. Маршрут, которым я заинтересовался ещё в прошлом году, а в июне проехал часть трека до Кирово-Чепецка через старые Каринские торфоразработки. Оставалось только замкнуть его в кольцо и вернуться в Слободской через Киров. Выбрав для этого подходящий день, стартовал пораньше, чтобы вернуться до наступления жары. Это был достаточно изнурительный заезд с приличным набором высоты и красивыми видами Каринской узкоколейки.
«Мещёра» 04.11.2021. Расстояние 110 километров, высота 263 метра, общее время 6 часов 57 минут (в движении 5 часов 57 минут), скорость 18,6 км/час. Предпоследняя в этом сезоне сотня и последнее выездное мероприятие с заброской на машине до Шатуры. Данный маршрут также был моей зимней заготовкой, я его всё время откладывал и уже смирился с тем, что его придётся перенести на следующий сезон. Но погода дала всё-таки шанс его реализовать в начале ноября, и мы с Виталиком отправились в новое путешествие по Мещёре. Частично маршрут пересекался с «Кольцом Телогреича» (№10) и «ЛЕСом-2021» (№3), но большая часть дорог была для нас новой. Посетили урочища Илкодино и Пустополь с разрушенными церквями, посмотрели на бескрайние болота и на таинственные круги, а также перебежали вброд через ледяную реку Поля. В целом трек был очень тяжёлым (вязкие грунты) и грязным, но красивым: виды сменялись от болот и старых торфоразработов до сосновых лесов, поросших мхами и лишайниками. Заметно сказывалась и общая накопившаяся усталость от продолжительного и продуктивного велосезона.
Пожалуй, на этом всё. Это были самые запомнившиеся велопутешествия прошедшего сезона. А на самом деле их было гораздо больше, я могу рассказать практически про каждый заезд, но это займёт много времени, и вряд ли кто-нибудь дочитает до конца. В 2021 году катался много: и один, и с компанией. Больше всего, конечно, вдвоём с Виталиком как наиболее лёгким на подъём и наиболее физически подготовленным. Хочется верить, что 2022 год будет ещё более продуктивным, с новыми интересными маршрутами и локациями.