Петрозаводск — Кижи

Весь день четверга, 7 сентября, ушёл у нас на дорогу из Мурманска в Петрозаводск. Это порядка 950 километров, которые можно проехать за 10 часов с остановкой на обед. В этот раз мы обедали не на заправке в Лоухах, как по дороге в Мурманск, а на заправке под Кемью, и там нам больше понравилось как обслуживание, так и сама еда.

На этой трассе кафе на заправке — это единственный вариант перекусить, так как никаких населённых пунктов на дороге просто нет, отдельно стоящих кафе тоже и вообще вся жизнь теплится только вблизи развязок, ведущих к городкам. Кафе находятся прямо в здании заправки, там же касса на оплату бензина, магазинчик и туалет. Ценник обеда в таком заведении около 450 рублей с первым, вторым и напитком.

В этот раз остановились с Вовой в другой гостинице, недалеко от набережной. Ценник 3300 рублей за сутки, но и сервиса почти никакого, в том числе и завтрак не включён. Поэтому утром 8 сентября первым делом отправились на поиски завтрака в город. Выйдя на набережную решили купить билеты на остров Кижи. При нас как раз грузился рейс на 10-30, а мы планировали поехать на следующем.

Однако, расписание в интернете не совпало с действующим. Оказалось, что следующая комета отправляется только в 12-30. Переход по Онеге до острова составляет около 75 минут, после чего туристы проводят на острове 4 часа, а обратно комета отправляется в 18-00. Билет туда-обратно на человека стоит 4400 рублей! Для сравнения, комета на Байкале, курсирующая между Иркутском и Большими Котами (такое же расстояние) стоит 2600 рублей туда-обратно. Так что, форменный грабёж туристов.

Делать нечего, другим способом на Кижи из Петрозаводска не попасть. Покупаем билеты и далее разбредаемся по отдельности (я хочу по максимуму успеть за свободные 2,5 часа побродить по прибрежной части города). Погода просто прекрасная, с самого утра можно ходить в футболке. На набережную туристов свозят целыми автобусами. Видно, что это очень популярное направление.

Набережная в Петрозаводске очень большая и красивая. Видно, что в благоустройство вложено много сил и денег. Инфраструктура выполнена из дорогих и качественных стройматериалов, поэтому создаётся впечатление долговечности. Здесь много людей гуляет, совершает пробежки и катается на велосипедах.

Чуть дальше моё внимание привлекает спортзал под открытым небом. Конечно, ранее я видел нечто подобное в московских парках, но обычно это штук 5-10 тренажёров. Здесь же их сотни. Длина площадки составляет пару сотен метров, тренажёры стоят в два-три ряда, и они здесь очень разные и качественные. Есть даже зона с боксёрскими грушами. И народ действительно тут занимается, я видел много спортсменов. А табличка говорит, что данный спортзал на свежем воздухе является крупнейшим в Европе! Да, зимой тут не особо позанимаешься, но для тёплого времени года, считаю, отличный вариант, а главное — бесплатный и круглосуточный.

Направляюсь в историческую часть города, где до сих пор существует отреставрированный квартал старой застройки. Исторически Петрозаводск — город кузнецов, литейщиков и металлургов, здесь производились пушки и ядра для армии во времена Северной войны и поставлялись в Олонец. Год основания поселения — 1703, год присвоения статуса города — 1777. Современное население города — 235 тысяч человек, что немного меньше Мурманска.

Сейчас здесь много кузниц, которые проводят экскурсии и даже мастер-классы, в том числе для детей, где желающие могут выковать себе какую-нибудь безделушку своими руками, по всем правилам кузнечного дела. Бродя по этому району, зашёл во двор местной художественной школы. Понравилось, что здесь устроена импровизированная выставка под открытым небом: репродукции детских рисунков висят на стендах, а в открытых витринах представлены изделия из керамики.

Возвращаясь на набережную, оказался в каком-то новом районе, выглядящем весьма современно. С одной стороны уютный парк с дорожками, с другой — малоэтажная застройка в стиле «лофт».

На набережной много арт-объектов и скульптур. Например «Онежские фишки» — работа художников Александра Кима и Алексея Лебедева, а также кузнеца Ильи Аммалайнена. Здесь и петроглифы с рыбаками, и икра, и множество загадочных орнаментов. Объект установлен в 2020 году.

Дальнюю от порта часть набережной украшает скульптура «Онего, рождение Петрозаводска», изображающая юношу-воина, готовящегося сойти с лодки на берег. В левой руке у воина копье, правая рука опирается на щит с гербом города Петрозаводска и надписью: «Петрозаводск 1703-2003. Дар Ленинградской области». Высота скульптуры — 11,5 метров.

Незаметно пролетели 2,5 часа, и пора отправляться на остров Кижи. Грузимся на комету. Поскольку сегодня пятница, народу немного. Каждому выдают бейджик: красного цвета, если вход в музей Кижи предоплачен или зелёного — если нет. У нас не оплачен, поэтому будем брать билеты в кассе на острове. Да, потратить 4400 на комету — это ещё не все траты, вход стоит отдельно, 800 рублей с человека!

Компоновка салона кометы похожа на самолёт, не хватает только ящиков для багажа под потолком, схема расстановки сидений 2-4-2. Есть носовая часть, средняя и кормовая. Рулевая рубка находится над пассажирским салоном. В процессе движения можно выходить на маленькие боковые палубки или на кормовую. Главное при этом крепко держать телефон в руках, чтобы его не вырвал ветер.

Многие пассажиры поспешили занять носовую часть салона, но я-то знаю, что при движении она сильно поднимается вверх, и из передних иллюминаторов видно только небо. Ведь не зря комета — это корабль на подводных крыльях, способный развивать скорость до 60 километров в час на открытой воде. В наши дни их осталось не так много из-за огромной прожорливости двигателей: 350 литров дизельного топлива в час работы двух спаренных двигателей. То есть, вот так сплавать на Кижи и обратно, нужно 850-1000 литров солярки!

Наконец, мы на острове. На пристани помимо нашей кометы №17 пришвартовано ещё три таких же, более ранние рейсы. Сразу видно, что здесь также постарались максимально облагородить территорию и привести её к европейским стандартам. И действительно, на территории заповедника есть всё необходимое: удобные дорожки, указатели, информационные стенды, точки общепита, магазины с сувенирами, места для отдыха, отдельно места для курения, туалеты. В стоимость входного билета входит двухчасовая экскурсия. Однако мы с Вовой решаем сразу ходить самостоятельно. Во-первых, это позволит фотографировать объекты без большого стечения народа, во-вторых, так мы сможем обойти бОльшую территорию и уделить внимание тем строениям, которые интересны именно нам.

Церковь Преображения Господня — визитная карточка музея-заповедника «Кижи», входит в состав храмового комплекса Кижского погоста. Построена в 1714 г. на месте одноимённой церкви, сгоревшей в конце семнадцатого века. Церковь увенчана двадцати двумя главами, размещенными ярусами. Высота от основания до креста центральной главы — 37 метров. В 1990 году храм включён в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Вход в церковь платный 🙂 Однако дополнительно платить 600 рублей с человека мы уже не стали.

К слову, вход во все (!) строения Кижей, куда можно заходить, платный. Где 100 рублей, где 200, а где вот и 600. На входе сидят тётушки и собирают дань. Вот и представьте, во сколько обойдётся поездка на Кижи семьёй, скажем, из 4 человек? Комета 4400, вход 800, вход в здания — 1500, поесть — 1500. А сувениры? Как же без них. Так тысяч сорок и набежит…

Остров территориально делится на южную часть, где сосредоточено большинство старинных деревянных зданий, и северную, до которой большинство туристов попросту не доходит, хотя там тоже есть что посмотреть. Чтобы внимательно изучить все достопримечательности, а тем более зайти в каждое строение, четырёх отведённых часов явно недостаточно.

В хорошую погоду гулять по Кижам одно удовольствие. Здесь царит атмосфера безмятежности, Даже большие группы туристов постепенно рассредоточиваются по площади и не создаётся впечатление скученности, как на какой-нибудь Красной Площади во время праздников. Стоит отойти от группы метров на 30, и уже никого не слышно. Кстати, любителей поснимать достопримечательности с квадрокоптеров здесь ждёт разочарование: над островом бесполётная зона, и запускать их тут строжайше запрещено.

Большинство деревянных строений здесь привозные: интересные объекты разыскивались на территории Карелии и соседних регионов, аккуратно маркировались, разбирались, транспортировались и вновь собирались уже на острове. За ними постоянно следят и при необходимости производят починку и реставрацию. При необходимости всё здание поддомкрачивают огромными брёвнами и заменяют нижние сгнившие венцы на новые.

Обустройству лужаек уделяется много внимания, и это не просто так. На острове много гадюк, об этом предупреждают таблички вдоль троп, поэтому нужно внимательно смотреть под ноги. Мы никаких змей не встретили. Также хочется отметить ручных птиц, которые тут обитают. Все они: и утки, и вороны, и галки чуть ли не на голову готовы сесть. Очевидно, их тут никто не пугает и, наоборот, подкармливают.

В некоторые маленькие домики заходить нельзя, зато бесплатно можно заглядывать через окна и двери. Внутри, обычно, детально воссозданы интерьеры соответствующих хозяйственных построек, будь то баня, как на фотографии выше, или амбар со всякими корзинками, кадками и весами. От бани в воду Онеги ведут мостки, которые плохо видно за разросшимся тростником.

Есть на территории и некоторое подсобное хозяйство: огороды, пастбище, небольшое стадо овец, которые предпочитают пастись не на отгороженной для них лужайке, а на свободном пространстве и пролезают под забором. Наверное, всё это хозяйство носит декоративный характер и содержится для антуража. Овечки миролюбивые и разрешают себя погладить.

Осмотрев южную часть острова, отправляемся на северную. Туда ведёт живописная грунтовая дорога протяжённостью около двух километров. Другие туристы в эту сторону практически не ходят. Мы видели только две небольшие группы на северной части, и то они отправлялись на пристань, откуда их забирали на моторке в Оятевщину — это деревня на Великой Губе, откуда так же можно попасть на Кижи. Правда в саму Оятевщину из Петрозаводска ехать около пяти часов через Медвежьегорск.

На северной части находятся две жилые деревни: Ямка — направо и Васильево — налево. Тут даже есть автомобили. В общем, люди тут живут как в обычных деревнях, при домах есть подсобное хозяйство, огороды. Особенно меня впечатлили деревянные крыши, никогда раньше таких не видел: доски лежат в два слоя, перекрывая друг друга, а верхний слой имеет желобчатую форму для лучшего ската воды.

Есть тут и мельница, очень похожая по своему устройству на расположенную в южной части. А в самой высокой части острова, на Нарьиной горке (высота 41 метр) находится Спасская часовня из Вигова. Рядом есть и лавочка, на которой можно отдохнуть и осмотреть остров с высоты. К сожалению, на то, чтобы дойти до самой северной части, уже нет времени, так что мы отправляемся в обратный путь на пристань. По пути Вова зашёл в пару сувенирных магазинчиков купить что-то для друзей.

День выдался таким солнечным, что мы чувствуем, как наши лица немного подрумянились. На обратном пути в комете я даже задремал минут на 30 после насыщенного впечатлениями дня. Вернулись в гостиницу уже ближе к сумеркам, после чего решили пойти поужинать и посетить единственный крафтовый бар Петрозаводска, стоящий внимания — Hirvi, всем рекомендую. А на следующий день нас ждала дальняя дорога в Москву. В районе Твери машина отметила юбилей — пробег перескочил за 200.000 километров. Так закончилась наша короткая, но увлекательная поездка на север.

Расширенная галерея: