Продолжение моего рассказа про путешествие с компанией Поезд Напрокат на Алапаевскую узкоколейную железную дорогу. Первая часть, посвященная Екатеринбургу, тут.
Алапаевск находится в 140 километрах на северо-восток от Екатеринбурга. Там нам предстояло посетить музей АУЖД и отправиться в путь по узкоколейке еще на 115 км вдаль от цивилизации. Музей находится на третьем этаже действующего депо. На фото депо. Предприятие дотационное, поэтому за его судьбу трудно ручаться…
Совершенно неожиданно внутри все это выглядит более, чем прилично. Очень интересная экспозиция и женщина-экскурсовод, увлеченная своим делом и проработавшая на АУЖД всю свою жизнь. Дата открытия первого участка АУЖД — 1898 год (хотя мы встречали рельсы с клеймами 1896 и 1895 года — им по 120 лет!). Максимальная протяжённость (в 1970-е годы), по разным оценкам, составляла около 500—600 километров (до 800 км — со всеми путями и усами). Изначально по железной дороге вывозили лес.
Наш поезд: тепловоз и два плацкартных вагона. Вагоны отапливаются углем (бойлер/батареи, заполненные водой), освещаются светодиодными полосками, есть даже туалет. Поезд идет не по расписанию, так как мы его арендовали. Обычно же он ходит всего 4 раза в неделю. Для некоторых населенных пунктов он является единственной связью со внешним миром.
Вагончик изнутри — 14 мест в каждом. В нем нам предстоит преодолеть 230 километров с максимальной скоростью 30 км/час. Регулярный рейс производится ночью, мы же поедем ночью только в ту сторону. Обратно будем ехать днем и фотографировать. Напомню, что ширина колеи в два раза меньше, чем на обычной железной дороге — 750 мм вместо 1520.
В 20-30 по местному времени отправляемся в путь. Закат на станции «Красная».
Уже в сумерках проезжаем причудливый контур Синячихинского металлургического завода (Верхняя Синячиха). Это последний населенный пункт, где удается поймать интернет и телефонную сеть вообще.
Примерно 4-15 проснулся. Стоим. Крайняя точка нашей поездки — село Санкино. До Калача (еще +36 километров), увы, сейчас проезд невозможен, т.к. река Тура сильно разлилась в связи с паводком, и тяжелому составу по мосту проезжать опасно. В деревне Калач живет 8 человек. Там нет ни автомобильной дороги, ни электричества, ни телефона. Люди живут натуральным хозяйством, но уезжать не хотят…
Санкино. Небо начинает светлеть, на горизонте — розовая полоска приближающегося рассвета. В лесу ухает сова, в небе слышу пикирующую трель бекасов (хотя самих птиц не видно). В вагоне натопили так, что жарко, а на улице — самый настоящий мороз! На лужах — лед. Не пожалел, что взял с собой перчатки и шапку.
Восход солнца в 5-05. Дожидаюсь, пока еще несколько человек выползает из вагонов, и мы идем в сторону моста через реку Тура полюбоваться разливом.
По пути попадается такая «перехватывающая парковка» «пионерок» — маленьких мото-дрезин. Здесь они почти у каждого, ведь железная дорога — зачастую единственный путь в цивилизацию.
Больше половины домов — в заброшенном состоянии.
Впереди мост через реку Тура. Уже отсюда видно, что река далеко вышла из берегов, залив все окружающие поля и рощи.
Это странное здание издали напомнило нам мельницу. Только без лопастей почему-то. Оказалось, это вообще что-то вроде водонапорной башни, от которой идут трубы в коробах прямо по поверхности земли, как на севере.
Досчатые тротуары. На случай, когда дорога раскисает от дождя.
Отапливается народ преимущественно дровами.
По другую сторону от железной дороги — дикая природа. Озеро, на котором гнездятся чайки, а также живут бобры. Вдалеке — лес, в котором я слышал сову.
Вид на станцию издалека. В центре — стая местных собачонок. Они тут все маленькие и дружелюбные. А природа еще не проснулась: если в Москве уже листья, то тут — только почки.
Двинулись в обратный путь. Фотостоп: преодоление моста через речку Кыртомку. Здесь и далее мы заранее выходили из поезда, затем он отъезжал задним ходом, скрываясь за поворотом, а потом по сигналу начинал движение, чтобы желающие могли заснять происходящее. Этот мост поезд проезжал дважды 🙂
Следующая остановка — Октябрь. Тут уже не сохранилось жилых домов. Все заброшено и разрушено. Хотя нам сказали, что лесозаготовок не производится, мы увидели вот такие штабеля бревен.
Во встречном направлении к нам приехала пионерка с прицепом. Мужики показали нам свою поклажу — поросенок в ящике пионерки, куры — в коробке на прицепе. Едут из Верхней Синячихи в Муратково к родителям. Поразительно, насколько местные люди легко вступают в общение и рассказывают о своей жизни.
Следующая остановка — Строкинка, заброшенная деревня на реке Строка. Безмолвие. Цивилизация сюда пришла и ушла…
Фотостоп: поезд проходит по берегу реки Строки.
Фотостоп: проход поезда по путепроводу над обычной железной дорогой на подъезде к станции Угольная.
Фотостоп: проход поезда под пешеходным мостом недалеко от Синячихинского металлургического завода.
Пересечение широкой и узкой колеи возле Синячихинского металлургического завода.
Фотостоп. Заводской пруд на реке Синячиха. Проход поезда по насыпи.
Фотостоп: проход поезда под путепроводом РЖД уже на подъезде к Алапаевску. Затем мы едем на автобусе обратно в Екатеринбург, приезжаем уже затемно, в 21-45.
Я сразу иду на вокзал, откуда отправляется маршрутка в аэропорт. Мой вылет — в 5-15 (3-15 по московскому времени). Несколько часов удается поспать на лавках. В 5-40 по московскому времени приземляемся в Шереметьево. Еду на такси домой. В 8-00 выхожу на работу 🙂 Спасибо ребятам за организацию поездки!
Расширенная галерея этого дня: