Териберка, часть третья

Третий день нашего пребывания в Териберке был последним, и в сегодняшние наши планы входило посмотреть «Конец всех дорог», после чего отправиться в Мурманск и по возможности осмотреть этот город, поскольку на пути в эту сторону нам этого не удалось из-за довольно позднего прибытия.

Как и утром предыдущего дня, первым делом мы отправились в ресторан гостиницы, чтобы плотно позавтракать. Затем оперативно собрались, погрузили вещи в машину и двинулись в путь. «Конец всех дорог» — это слепо заканчивающаяся прорубленная в скалах дорога длиной около 8 километров, построенная несколько лет назад «Газпромом» к месту предполагаемого расположения очередного предприятия. К счастью, проект не был реализован, и дорога в скалах так и осталась памятником человеческой глупости и закопанным в скальную породу миллиардам народных денег.

Чтобы попасть на дорогу, надо проехать через мост в само село, двигаться по «главной дороге» по направлению к заброшенной школе, а оттуда уже видно начало. Смотревшие «Левиафана» наверняка узнают эту дорогу: именно по ней герои якобы едут в суд. На самом деле, дорога ведёт вникуда, а само административное здание суда было снято в Кировске Мурманской области.

Я не был уверен на 100%, что нам удастся проехать дорогу на моей легковой машине, так что решили действовать по обстоятельствам: если она будет слишком плохой, просто развернёмся. На самом деле, дорога коварная, она намного хуже той грунтовки, которая ведёт в Териберку. По пути встречается много ям, выбоин, скорость движения минимальна, машину сильно качает и трясёт.

Скалы идут то по обе стороны, то с одной стороны. Иногда дорога вообще выныривает на открытые участки, и там становится особенно плохой, потому что грунт мягче, и в нём больше ям. В некоторых местах скалы уже осыпаются. Вероятно, через несколько лет дорогу совсем завалит, и можно будет пробираться только пешком, так как сейчас её никто не обслуживает. По пути нам встречаются три моста. Первый сделан хорошо, и по нему можно проехать. Второй мост самый опасный, на него нет заезда, поэтому низину можно преодолеть только съехав вниз к техническому мосту и поднявшись вверх. На легковой машине это может вызвать сложности, но я рискую, и мы выползаем. Третий мост также без заезда и со спуском, но намного проще второго.

Однако почти сразу за третьим мостом нас ожидает сюрприз: тут импровизированная парковка, а дальше дорога лезет в гору почти под 30 градусов, и не стоит даже пытаться туда въехать на легковушке, это нереально. Но мы ещё не у конца дороги, что делать? Мы не рассчитывали здесь ходить пешком, так как ограничены по времени. Смотрим по карте, до тупика ещё порядка 2,5 километров, то есть, нужно потратить час на поход туда-обратно. Решаем всё же сходить: кто знает, представится ли ещё возможность тут оказаться? Да и не зря же мы тряслись эти 6 километров по камням.

С дороги открывается прекрасный вид на море (губа Завалишина), а погода меняется очень резко. На открытых участках, где светит солнце, тепло и приятно находиться в футболках, однако стоит зайти в тоннель из скал, не освещенный прямыми лучами, как начинает дуть ледяной ветер и температура падает градусов на 10 (то есть, эти участки просто не прогреваются днём).

И вот, наконец, впереди знаменитый тупик. Дорога просто упирается в скалу, дальше идти некуда. Потрогали скалу и двинулись назад. Справедливости ради стоит сказать, что большие внедорожники сюда всё же проезжают. По пути мы встретили Toyota Tundra, Volkswagen Amarok и Hyundai Terracan. Потом подкатили какие-то туристы на квадроциклах, но у них возникли большие проблемы при спуске по этому крутому участку.

В качестве расплаты за тряскую поездку по каменистой дороге у нас в багажнике немного расплескался бензин из запасной канистры. Хотя она  была плотно закручена, прокладка на горловине оказалась не очень надёжной… В итоге в Териберке пришлось остановиться и вытирать бензин влажными салфетками и выкинуть из багажника пару тряпок, пропитавшихся бензином. Да и в машине запах стоял соответствующим, пришлось проветривать. Итак, мы прощаемся с Териберкой (надеюсь, не навсегда) и катим в Мурманск, до которого всего 130 километров.

Два часа в пути проходят незаметно, и уже к 15-00 мы въезжаем в город. Правда теперь навигатор ведёт нас несколько иной дорогой, так что мы едем почти через весь Мурманск по центральной улице, попутно осматриваясь. На фото выше — железнодорожный вокзал. По пути заехали в местный ОКЕЙ (самый северный ОКЕЙ России 🙂 ) с целью поискать там местные сорта пива, но нас ожидало фиаско.

Поселились в ту же самую гостиницу, что и на пути в Териберку. Номер маленький, но всё необходимое есть, в том числе и какой-никакой завтрак включён в стоимость. Цена 3000 рублей в сутки за двоих. Закинув вещи, отправляемся гулять. Моя цель — посмотреть мурманского Алёшу, памятник «Ждущая», морской порт, да и вообще походить по разным районам города, погрузиться немного в его атмосферу. Мурманск — довольно крупный город с населением 267 тысяч человек.

Первым делом пошли искать Алёшу. Он стоит на одной из самых высоких сопок города. Перепады высот в Мурманске огромные, многие дома имеют переменную этажность, так как стоят на склонах, а между микрорайонами устроены длинные лестницы с десятками ступеней. По пути оказались у памятника мужеству и стойкости жителей Мурманска в годы войны.

Будучи портовым городом, через который союзники поставляли в Советский Союз оружие и гуманитарную помощь, Мурманск представлял особенный интерес для войск гитлеровской коалиции, поэтому они неустанно предпринимали попытки штурма города, а проваливши эту задачу пытались стереть его с лица земли массированными бомбардировками, и это им практически удалось: за годы ВОВ на Мурманск было сброшено более 185 тысяч авиабомб разного формата, а по объёму разрушений город уступает только Сталинграду… Тем не менее, оставшиеся мурманчане продолжали работать, принимать и отправлять грузы, давать отпор врагу. Силами ПВО за годы войны над городом было сбито около 110 бомбардировщиков.

В наши дни Мурманск не утратил своего значения в качестве порта на северном морском пути. Благодаря тому, что город находится в зоне влияния тёплого течения Гольфстрим, порт никогда (почти) не замерзает зимой и в целом климат здесь намного мягче, чем в большинстве городов, расположенных за Северным полярным кругом.

Вот и Алёша показался на вершине сопки Зелёного мыса. Высота сопки над уровнем моря — 173 метра, высота монумента — 42 метра (в том числе 7 метров — высота постамента), а вес полой внутри фигуры из бетона — 5376 тонн. Именно на этой сопке в годы ВОВ стояла батарея ПВО, прикрывавшая морской порт и центральную часть города.

Памятник был заложен в 1969 году, а построен и открыт в 1974 году, перед ним располагается плита с Вечным Огнём. Несмотря на то, что по высоте он уступает волгоградскому монументу «Родина-мать», высота которого вдвое больше — 85 метров, смотрится Алёша всё равно фундаментально. Да и обзор отсюда открывается прекрасный. Несомненно, это место обязательно к посещению гостями города.

Спустившись с сопки в жилые кварталы по многочисленным лестницам, минуя серые и неприветливые дворы, выбрались к памятнику Ждущей. Он был открыт в 2012 году, хотя история создания насчитывает почти 30 лет. В конце концов замысел был воплощён смоленскими скульпторами, и 600-килограммовая бронзовая фигура на 18-тонном гранитном постаменте заняла своё место. Взор Ждущей обращён на Кольский залив и символизирует всех женщин, вынужденных ожидать на берегу возвращения своих мужчин из моря. Рядом на кнехте изображена чайка с распущенными крыльями, а на постаменте выгравирована надпись «Умеющим ждать».

Вернуться в центр города мы решили по нижней улице, которая идёт вдоль Кольского залива, но, к сожалению, почти на всём протяжении на ней отсутствует пешеходный тротуар, а сам залив скрыт за портовыми заборами. Однако нашлось место, где можно выйти на берег — огромный бетонный пирс, где местные ловят рыбу. Как видно по фото выше, в заливе в этот момент также был отлив, обнаживший довольно замусоренный берег, а также остов какого-то корабля, лежащего на боку. Так что не только Териберка обладает кладбищем кораблей…

Вернувшись в центральную часть города, мы с Вовой попали под довольно сильный дождь из внезапно налетевшей чёрной тучи. Немного переждав его в кафе и попутно перекусив, отправились дальше и стали свидетелями необыкновенного янтарного заката, когда садящееся солнце осветило уходящую дождевую тучу. Весь воздух наполнился каким-то тёплым и мягким светом. Ну а когда стемнело, мы наведались в местный крафтовый бар BeerGeek51 (51 — номер автомобильного региона Мурманская область), чтобы пропустить по стаканчику перед сном. Завтра нам предстоял день в пути — очередные 950 километров до Петрозаводска.

Резюмируя, что хочется сказать о Мурманске: город очень напомнил мне Владивосток своим рельефом, сопками. С одной стороны горы, с другой стороны, внизу — море. На море порт, окружённый сетью железной дороги. Дома так же ютятся на склонах сопок, такие же перепады высот, так же нужно идти то вверх, то вниз. Но в целом город суровый, неуютный. Спальные районы навевают грусть и тоску. Можно представить, что зимой, в полярную ночь, жизнь тут совсем безрадостная, и даже центр города не изобилует приятными общественными пространствами. Не возникает желания задержаться здесь подольше.

Расширенная галерея: