Айя София и вечерний Босфор.
Утром 27 июня мне было лень далеко идти, поэтому я отправился в Айя Софию, которая находилась в 5 минутах ходьбы от гостиницы. Поскольку было довольно рано, основной наплыв туристов еще не начался. В Софии ведутся реставрационные работы, поэтому в центре высятся строительные леса до самого купола. Кстати, София сейчас является музеем, а не действующей мечетью, поэтому вход платный — 40 лир. Айя София включена с состав всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как известно, в 1453 году Константинополь был захвачен Турками под командованием того самого Мехмеда 2 — Завоевателя. В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. Утром янычары выломали ворота и ворвались в храм, порубив всех находившихся внутри людей и разграбив драгоценную утварь и убранство. В том же году храм был переделан в мечеть: были пристроены 4 минарета, мозаики замазаны штукатуркой (балгодаря чему многие из них дошли до наших дней), внутри навешаны всякие мусульманские побрякушки и баннеры. Поскольку София не была ориентирована на Мекку (что логично), при молитвах мусульманам приходилось находиться под углом к оси здания…
Высота от пола до вершины купола составляет 51 метр (17-этажный дом), диаметр основного купола — 31 метр! Повторюсь, что храм многие века был крупнейшим в христианском мире. Позже его превзошел только собор Святого Петра в Риме.
Оказалось, что можно подняться на балконы! Туда ведет пологий подъем, сделанный без ступеней, для того, чтобы императрицы могли без труда подниматься в длинных платьях. За многие века каменные полы отполированы до блеска.
В этой части храма видно, что роспись сводов выполнена значительно позже и является, на мой взгляд, детским рисунком по сравнению с золотой мозаикой, которая украшала храм в его лучшие времена…
Витражи на окнах, по ощущению, также являются более поздними. Но ей-богу, вот эти круглые баннеры я бы срезал и выкинул нафиг. Висят, как пуговицы на пижаме. Вид с балкона.
На балконе некоторые колонны имеют довольно существенный крен. Я долго пытался найти информацию, является ли это задумкой архитектора или результатом давления купола, но так ничего и не нашел. К слову, основная проблема при строительстве огромных храмов — это погасить давление купола на стены, так как он стремится развалить их в стороны. Для этого стены укрепляются контрфорсами и прочими чудесами архитектурной мысли.
Некоторые уцелевшие мозаики. Лично я по библейским сюжетам не силен, но меня впечатляет тщательность, с которой они выполнены.
Маршрут на балконе выстроен таким образом, что, обойдя почти весь круг, спускаешься по другой «лестнице». Благодаря этому туристические потоки не пересекаются. Вниз с балкона ведет спуск, выполненный в другой технике, из иного материала и, по всей видимости, в другое время. Если подъем каменный, то здесь — кирпич.
Когда в Айя Софию валом повалили отряды китайцев, каждый в футболках соответствующего цвета (зеленый отряд, красный, фиолетовый…), я решил откланяться и еще раз попробовать проникнуть в дворец Долмабахче (на трамвае туда добираться минут 15). К сожалению, меня встретила очередь человек из 100, стоять в которой под палящим солнцем не было никакого желания. Ну и ладно. В следующий раз)
День выдался очень жарким, так что из Долмабахче я вернулся в гостиницу и лег спать) и уже ближе к вечеру выполз на Босфор. На фото скоростной паром (катамаран), который ходит, вроде бы, на Принцевы острова. Это такой курорт для местных, где они предпочитают купаться: море там считается более чистым, нежели в Босфоре.
Проплывают здесь и танкеры, заслоняющие собой половину противоположного берега. Этот плывет по направлению к Черному морю. Судя по осадке — пустой.
Вдоль набережной тянется автомобильная дорога, сразу за ней — стены древнего города. За стенами проходит железная дорога, ведущая на вокзал Сикереджи. Временами из дыр в стенах вылезают цыгане. Заглядывать внутрь как-то не хочется…
Берег Босфора здесь завален гигантскими гранитными глыбами. Купаться здесь проблематично. Пару раз видел купающихся турков, причем они заходят вверх по течению, спускаются в воду и просто дрейфуют слева направо. В Босфоре очень сильное течение в сторону Мраморного моря!
Постройки различных времен. Все в запустении, и нет никакой возможности понять, что это и к какому периоду относится.
Общий вид набережной. Под вечер здесь появляется много турков-рыбаков. В некоторых местах среди булыжников сооружено что-то типа хамамов — камни выложены горизонтально, промежутки залеплены мелкими булыжниками и цементов, образуя лежанки. Судя по всему, камни довольно неплохо нагреваются за день, и на них приятно лежать.
На набережной много рыбаков и примерно столько же котов!
Послушав вечернюю молитву с минаретов Айя Софии, я пошел смотреть футбол, после чего решил еще прогуляться по ночному городу. На фото — вокзал Сикереджи, на который приходят поезда из Европы.
Просто симпатичный вид с яркими огнями.
Галатский мост и Галатская башня.
Мечеть Сулеймание — вторая по значению (после Султанахмета) и первая по размеру мечеть Стамбула.
Нижняя часть Галатского моста, как известно, забита рыбными ресторанами, работающими до глубокой ночи. Цены здесь ого-го, имейте в виду. В этот момент начался сильнейший ливень, так что я спрятался под навесом причала Эминеню.
Вместе со мной на причале было и несколько турок, которые ждали последний паром на Ускюдар (азиатская часть города). Но вскоре вышел охранник, сказал, что последнего парома не будет и вообще он закрывается, и мы должны идти на все четыре стороны). Некоторое время я прятался в подземном переходе, а когда ливень притих, я практически поплыл в гостиницу. Чтобы не загубить обувь, я снял ботинки и закатал джинсы до середины бедра. Таким образом, местами практически по колено в дождевых потоках, я выбрался на более-менее возвышенную часть и пошел в гостиницу. К счастью, фотоаппарат и документы не пострадали.
Расширенная галерея этого дня: