Камчатка-2020, день девятый.

И вот, наконец, наступил этот день, когда мы должны отправиться в большое четырехдневное путешествие к вулкану Толбачик. Путешествие, запланированное задолго до приезда на Камчатку и перенесенное из-за погоды. Я считаю, что каждый турист, посетивший полуостров, обязательно должен там побывать, потому что это ни на что не похожее место с лунными пейзажами, где происходило самое современное извержение — в 2012-13 годах.

Дорога до Толбачика неблизкая, около 400 километров на север от Петропавловска-Камчатского, и вахтовка преодолевает это расстояние целый день, потому что сначала дорога идет по асфальту, затем по грунту, а в самом конце — по жесточайшему бездорожью сквозь лес. Утром при выезде из города пасмурно и дождливо.

Выезжаем около 9 часов утра с той же командой гидов и поваров, с которыми ездили на Горелый и Мутновский. Первая остановка — через полтора часа пути в поселке Сокоч (ударение на первую О), который упоминается в каждом отчете о Камчатке. По сути, это просто придорожная деревушка, коих в любой части нашей страны много, со всякими кафешками и торговыми лотками. Но именно Сокоч специализируется только на пирожках. Это местный бренд и их фирменная фишка — печеные или жареные пирожки размером с лапоть с разнообразными начинками от вареной картошки и грибов и заканчивая ягодными вплоть до брусники и жимолости. Но несмотря на все эти хвалебные отзывы, мне лично их пирожки не зашли, я не увидел в них чего-то экстраординарного, да и по вкусу и пропорции теста/начинки ожидал большего. Может быть, мне не повезло с конкретным магазинчиком, где я их покупал.

Следующая остановка — еще примерно через час езды где-то в районе окончания асфальтовой дороги и перехода ее в хорошо укатанную грунтовую. Здесь на обочине стоит монументальный кирпичный туалет для желающих. Андрей в это время сбрасывает давление в колесах для движения по щебенке.

Ближе к обеду мы въезжаем в городок Мильково (ударение на И) — стандартное место для обеда туристических групп на пути к Толбачику. Кафе «Таежное» сохранило лучшие черты советского общепита. Порции хорошие, еда вкусная, цены чуть ниже московских, но не сказать, что дёшево. Банковские карты к оплате не принимаются.

После обеда мы здесь же в Мильково заезжаем на заправку, где Андрей заливает доверху оба бензобака, потому что в следующий раз такая возможность представится только через три дня на обратном пути. Примерно через два часа по мосту переезжаем через самую полноводную реку полуострова — Камчатку, но водитель повредничал и останавливаться не стал, поэтому сфотографировать не удалось…

Следующая наша остановка — уже после Козыревска (ударение на Е) в нескольких километрах от съезда с грунтовой дороги на бездорожье, ведущее в Толбачинский дол. Тут мы форсируем реку Студёную, и начинают появляться лунные пейзажи с обширными черными лавовыми полями, устланными разноцветными вулканическими породами.

Ну а дальше начинается полное бездорожье. Раньше здесь была более-менее приемлемая грунтовая дорога, но язык лавы во время извержения Толбачика в 2012 году ее перерезал 10-метровой стеной и ушел дальше в лес, сметая всё на своем пути. Так что местному населению не оставалось ничего, кроме как пропилить новую «дорогу» прямо сквозь лес в обход лавовой стены.

Дорога эта представляет собой раскисшую полуметровую колею, по которой не каждый внедорожник проедет. Скорость движения — чуть быстрее пешехода, потому что водителю приходится тщательно выбирать фарватер. И вот через несколько километров упираемся в завязший по самые уши прямо посреди дороги джип с пьяными местными (ходят, шатаясь). Они пытаются вытащить себя лебедкой, прицепив ее к березе, но из затеи ничего не выходит, машина сидит на мостах. Объехать мы их не может, выдернуть тоже — у нас нет буксировочного троса.

В итоге целый час потеряли, пока вслед за нами не приехали еще два каких-то внедорожника, но более подготовленные. У них оказался стальной трос, который прицепили к нашему КАМАЗу и задним ходом вытащили завязших пьянчуг из ямы. Прибывшие внедорожники оценили ситуацию с дорогой и развернулись восвояси, поехали обратно и пьянчуги, а мы продолжили свой путь вперед. Дорога для разнообразия при качестве, показанном на фотографии выше, делает резкие повороты, зигзаги, а также крутые подъемы и спуски. В какие-то моменты слева от нас сквозь деревья становится видна черная застывшая стена из лавы. И вот, наконец, к закату мы выезжаем на плато.

Это старый лавовый поток извержения 1975-76 годов, поэтому он уже частично порос деревцами, а поверхность его за почти 50 лет стала ровной и сыпучей. В принципе, застывшая лава хрупкая и очень легко крошится, что нужно учитывать при хождении по свежим потокам 2012 года.

Природа, погибающая при извержениях от огня и жара, постепенно возвращается на свои места и отвоевывает у безжизненной пустыни новые участки. Как нам рассказал экскурсовод, по видовому составу можно достаточно точно установить возраст старых лав.

День клонится к закату, а нам еще нужно около 30 минут, чтобы по долу доехать до места нашего лагеря. Эх, не хватило как раз того часа, что мы потеряли в лесу, чтобы установить палатки засветло. Пофотографировав плато, едем к стоянке. Наш гид решил ставить лагерь подальше от суеты и прочих туристических групп, предпочитающих лагерь «Клешня».

Мы съезжаем в сторону от проторенной по пеплу дороги и становимся прямо в Мёртвом лесу. Мертвый лес — это достопримечательность, о которой слышал каждый, посетивший камчатку. Образовался он во время извержения 1975-76 годов, когда обширная территория вокруг Плоского Толбачика была засыпана раскаленным вулканическим пеплом, и деревья не сгорели, а просто высохли от жара и так и остались стоять. Валить сухие деревья для розжига костра здесь запрещено, да оно и не нужно, под ними очень много сухих упавших веток.

Мы быстро ставим большую кухонную палатку, чтобы повар начал готовить ужин, после чего я спешу немного пофотографировать окрестности, пока не окончательно стемнело. Свою палатку можно поставить и в темноте.

Сухие деревья очень эффектно смотрятся на фоне заката и ночного неба. С хорошей фототехникой здесь можно сделать потрясающие кадры. Знаю, что многие фотографируют даже ночью, когда на небе появляются тысячи звезд, и здесь отчетливо виден млечный путь.

У нас в группе был один гиперактивный турист по имени Аркадий, который по всем признакам считал себя очень опытным походником, так что он всем помогал ставить палатки и пару штук поставил сам, а потом выяснилось, что одна палатка даже лишняя, так что она досталась мне, и все три ночи у меня был персональный ночлег.

День выдался небогатым на события, но пофотографировать удалось (остальное смотрите в галерее). После ужина многие расползлись по палаткам спать после тряской дороги, кто-то сидел у костра, мы же с гидом и поваром достали бутылку настойки и пропустили по стаканчику. По прогнозу погоды на завтра было назначено основное событие — восхождение на вулкан Плоский Толбачик.

Расширенная галерея этого дня:

Один комментарий

1. Красиво получились пейзажи с закатным небом, мертвым пеплом и живым Иван-чаем!