Камчатка-2020, день десятый.

Первая ночь в мертвом лесу прошла благополучно. Погода была хорошая, но холодная (с утра палатки были в инее), медведи к нам не приходили. Повар на завтрак накормил нас вкусной овсяной кашей, после чего мы взяли с собой сухие пайки и двинулись в путь, потому что планы были серьезные — взойти на вулкан, а это около 10 километров пешком в одну сторону с набором высоты в полтора километра.

Пока народ собирается, успеваю сделать еще несколько фотографий мертвого леса вокруг нас. Зрелище необыкновенной красоты: голубое небо с облаками, сухие деревья, яркая зелень молодняка и фиолетовые волны иван-чая, цветение которого здесь только в самом разгаре.

От лагеря до стартовой точки восхождения ехать примерно 40 минут. Гид перед выходом сказал, что сегодня на горе будет жарко (и просчитался), в результате чего я оделся прохладней, чем следовало бы, а именно, флисовую кофту поверх футболки, а не термобелья, о чем потом пожалел.

Восхождение начинается у одного из языков застывшего лавового потока 2012 года. Сначала мы идем вдоль него слева, а затем выходим непосредственно на лаву. Под ногами причудливые черные наплывы, крошащиеся по краям. Страшно представить, когда это всё движется и светится в ночи красным светом.

Фрагменты вулканического шлака (на фото выше) очень лёгкие, как пемза. Некоторые отливают металлическим блеском. Куски лавы, наоборот, очень тяжелые. Лавы разных температур, как писал раньше, отличаются по цвету: желтоватые, зеленоватые, красноватые.

Лавовый поток заканчивается, и начинается подъем. До сих пор было не то, что жарко, мы все задубели. Что касается группы, то еще вчера по дороге я отметил двух туристов, которые непременно составят нам проблемы при восхождении — довольно молодая пара (мужчина старше меня, женщина младше) рыхлой комплекции, которые в Мильково купили несколько бутылок пива и попивали их в течение оставшегося пути… Остальные ребята выглядели более-менее.

И вот на очередном пригорке Толбачик открывается перед нами во всей своей красе — Плоский (справа), 3140 метров и Острый (слева), 3682 метра. Уже отсюда видно, что они полностью покрыты снегом. Меж тем, мы уже начинаем довольно часто останавливаться, поджидая отстающих, хотя настоящий набор высоты еще не начался.

На фото выше — Острый Толбачик. Если бы группа была в нормальных физических кондициях, можно было бы думать о восхождении даже на него. И тут внезапно мы выходим на свежий снег. Гид в недоумении, в конце августа даже здесь для снега еще рановато.

Впрочем, пока что снег неглубокий, всего два-три сантиметра, и это нас не сильно напрягает. Идти легко, солнце более-менее пригревает, не холодно. Постепенно камни скрываются, и снежный покров становится сплошным, а долину под нами заволакивает облаками, так что мы оказываемся выше их уровня. На фото ниже второй и третий справа — это пара, о которой я писал выше. Уже здесь видно по технике движения, как они висят на палках.

Делаем очередной привал. Пьем горячий чай из термосов, едим яблоки, шоколадки. Любители пива уже сидят на камнях, выбившись из сил, в то время, как остальные спокойно стоят на ногах.

Чем выше мы поднимаемся, тем становится холоднее, тем сильней дует ветер и тем глубже снег. В некоторых местах, переходя небольшие ложбинки, мы проваливаемся в него уже по колено, в других местах под лучами солнца он сверху покрывается настом.

А вершина как была, так и остается далека, потому что мы продвигаемся очень медленно. Подолгу ждем отстающих (отставать начинают уже и казалось бы крепкие ребята). Становится понятно, что пара любителей пива до вершины просто не дойдет и их надо уже сейчас разворачивать обратно, но гиды почему-то это не делают, хотя их двое, и такой манёвр вполне логичен и возможен. В итоге два человека тормозят всех остальных.

Нам навстречу начинают спускаться одна за другой группы, которые вышли раньше нас, а мы всё ещё на подъёме. Меж тем, ветер становится просто ураганным. Спрятаться от него можно только в какой-нибудь ложбинке за камнями, либо повернувшись к нему спиной и присев, упёршись палками в снег.

Ближе к вершине группа растягивается уже настолько, что пивную пару вообще не видно, основная часть где-то позади, а более-менее продвигаюсь я с первым гидом и еще пара человек. В какой-то момент я спрашиваю, можно ли уже мне самому в нормальном темпе дойти до вершины, и гид меня отпускает. На фото выше — ближайшие мои преследователи далеко внизу.

И наконец вот он — кратер Плоского Толбачика, и я один на его краю. Диаметр кратера — 1,8 километра, глубина — около 400 метров, а на склонах вулкана и отдалении находится более 120 дополнительных конусов и прорывов, через которые изливалась лава во время последних его извержений.

Ветер здесь особенно сильный, и я практически всё время, поджидая группу, сижу спиной к нему, упёршись палками. Он срывает куски наста, которые разваливаются налету и хлещут по лицу ледяными осколками. Пожалуй, такого сильного ветра ранее я не видел никогда… К счастью, мембранная куртка и здесь держит удар, и ветер сквозь материю не пробирается.

О том, чтобы подняться на Острый Толбачик, разумеется, уже речи никакой не идет. Худо-бедно, на кратер выползает остальная часть группы, за исключением любителей пива и второго гида, который нога-за-ногу идет с ними где-то далеко внизу, и надо бы давно развернуться, но с упорством, достойным лучшего применения, они ползут вверх…

Мы основной частью группы начинаем потихоньку спускаться. Мадам из пивной пары  с абсолютно белым безжизненным лицом, когда мы проходили мимо них вниз, принимает здравое решение отказаться от дальнейшего восхождения. Мужчина же делает попытку штурма последнего подъёма и на его середине сдувается и тоже разворачивается вниз. Вот смысл было держать всю группу на протяжении нескольких часов!

Дополнительным минусом постоянного ожидания было то, что во время остановок начинал таять снег на ботинках, в итоге абсолютно у всех они промокли, и назад мы шли с сырыми ногами, что при такой погоде чревато. Также забавно, что на обратном пути я обнаружил в своих карманах по целой пригоршне прессованного снега — это ветер так много надул, пока я сидел к нему спиной. На фотографии выше и ниже — вулкан Большая Удина (2923 метра).

На обратном пути, когда мы пересекали лавовое поле, самая уставшая часть группы направилась к вахтовке, а гид повел нас смотреть лавовые пещеры. Одна из них была горячей (удивительно, но под землёй до сих пор местами не остыли лавы 2012 года), а вторая холодной, но очень длинной, более ста метров, и до конца ее мы не дошли. В принципе, вся долина здесь испещрена такими пещерами и лавоводами.

Возвращаемся к машине уставшими, замерзшими, но довольными. Здесь нас ждёт горячий чай в термосах и немного сладостей (печенье и конфеты). Еще сорок минут езды, и мы в лагере, где можно снять сырые ботинки и переодеться. Хорошо, что у меня с собой есть вторая пара, которую я покупал еще в прошлом году для Шпицбергена! Потому что ясно, что за ночь ботинки не высохнут. На ужин повар кормит нас борщом и пловом.

За сегодня прошли более 20 км (трек я выключил раньше, когда мы полезли в пещеры) с набором высоты полтора километра.