Муром-2019

На вторые майские праздники мы с Максимом Нестеренко, который был в Москве проездом из Марокко, запланировали автопробег по городам Владимирской и Нижегородской областей. Первым на нашем пути был Муром, в который мы отправились сразу из аэропорта Внуково в 5-30 утра 9 мая. Потолкавшись немного (по московским меркам) в пробках, примерно в 12 часов мы уже были на месте. Муром находится в 137 километрах от Владимира на границе с Нижегородской областью.

На въезде в город со стороны Владимира стоит так называемый Былинный камень (архитектор Н. А. Беспалов), на котором выбито изображение богатыря Ильи Муромца и запечатлен отрывок из «Повести временных лет» с первым упоминанием о Муроме в 862 году. В 2019 году Мурому исполняется 1157 лет.

Поставив машину недалеко от центра, напротив парка имени пятидесятилетия советской власти, мы отправились бродить пешком. К тому моменту в городе как раз закончились торжественные мероприятия по поводу Дня Победы, и улицы были полны людей. К слову, население Мурома чуть более 100 тысяч человек. На фотографии ниже — Московская улица в самом ее начале. Здесь сохранились старые здания конца 19 — начала 20 веков.

Пройдя мимо администрации города, на площади у которой проходили народные гуляния, а также через Окский парк с детскими аттракционами, мы вышли на смотровую площадку с памятником Илье Муромцу работы скульптора В. М. Клыкова и архитектора Н. А. Беспалова. К сожалению, фотографировать пришлось против солнца, так что многие фотографии засвечены.

Со смотровой площадки открывается вид на Оку (Муром находится на левом берегу), однако высота здесь не такая большая, как на смотровых площадках Владимира и Нижнего Новгорода.

Спустившись по довольно опасной лестнице на набережную, мы немного прогулялись вниз по течению Оки. Набережная здесь широкая, ощущается простор. Ниже дороги расположен хороший песчаный пляж, на котором уже 9 мая было много загорающих, что неудивительно, ведь температура в этот день поднялась почти до 30 градусов.

Если посмотреть с набережной вверх в сторону Окского парка, виден Илья Муромец, а также герб города, состоящий из верхней красной части со львом (герб Владимирской области) и нижней синей части с тремя муромскими калачами. Нижнюю часть фотографии пришлось обрезать, поскольку один местный житель не нашел ничего лучше, как припарковать свой внедорожник прямо в этом месте.

К слову о калачах. Вернувшись в центр города, мы, протиснувшись среди ярмарочных палаток, нашли-таки памятник знаменитому муромскому калачу. Выглядит весьма аппетитно) А на постаменте опять же представлен герб Мурома и израсцовый орнамент.

Здесь же неподалёку стоит историческое здание водонапорной башни, возведенной летом 1863 года по инициативе и на средства городского головы Алексея Васильевича Ермакова. К сожалению, вход внутрь закрыт, а было бы интересно подняться на смотровую площадку, которая хоть и находится на высоте четвертого этажа, все равно выше всех окружающих зданий (исторический центр практически весь двухэтажный).

Возвращаясь к машине, мы перешли к парку имени пятидесятилетия советской власти, где стоит паровоз бронепоезда «Илья Муромец». Это был один из самых совершенных и мощных бронепоездов в мире. За всю Вторую Мировую войну произошло единственное лобовое сражение двух бронепоездов, в котором «Илья Муромец» разгромил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер» весной 1944 года в сражении за город Ковель.

На бетонированной стене монумента можно прочесть список городов, составивших славный боевой путь бронепоезда: Горький — Москва — Мценск — Орёл — Брянск — Гомель — Жлобин — Ковель — Варшава — Франкфурт-на-Одере. На правой стене представлено изображение всего поезда с орудиями, а также перечислен состав экипажа.

К сожалению, на осмотр города у нас было не так много времени, поэтому мы отправились дальше, в Нижний Новгород. В целом город запомнился как типичный и довольно уютный районный центр, на осмотр которого вполне достаточно одного дня.