Стены старого города — Акведук Валента — Холм Пьера Лоти — Азиатская сторона.
На следующий день в мои планы входило дойти пешком до холма Пьера Лоти (посмотрев по пути акведук Валента) и вернуться обратно на пароме. Так что я направился прямо от площади Султанахмет вверх по Диванйолу, вдоль трамвайных путей. На фото мечеть Газиатик Алипаша в районе Чемберлиташ.
Мечеть Беязыт (построена в 1500-1506 годах) в одноименном районе. Одна из имперских мечетей города. Рядом с мечетью находятся ворота Гранд Базара.
Мечеть Лалели Джамии, также одна из имперских мечетей. Построена султаном Мустафой Третьим в 1760-1763 годах. Расположена в одноименном районе Лалели. Именно в районе Лалели закупалось подавляющее большинство российских челноков во времена перестройки. Да и сейчас торговля одеждой тут процветает.
Мечеть Валиде Султан находится в районе Аксарай и отличается своим резным видом. Мечеть была построена в 1869—1871 годах архитектором Саркисом Бальяном по поручению супруги султана Махмуда II. При строительстве было использовано сочетание различных стилей, таких как ренессанс, готика, имперский стиль, рококо и конечно традиционный османский. Многие критики винят Бальяна в вычурности. Лично мне мечеть нравится.
А вот и акведук Валента. Акведук построен в период правления императора Валента приблизительно в 368—375 годах и являлся очень важным этапом в развитии водопроводной системы Константинополя — он соединил два холма города. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров. В наше время сохранившаяся часть акведука имеет длину 971 метр и максимальную высоту 20 метров (за счет поднятия уровня земли). При строительстве использовались камни из стен Халкидона. По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XIX века.
Колоссальные размеры акведука впечатляют! Сейчас под его арками проходит бульвар Ататюрка. У меня за спиной — спуск к Золотому Рогу и мосту через него. К сожалению, к этому древнему памятнику относятся довольно-таки потребительски: под нижние своды ставят столики кафе, паркуют машины, сваливают мусор…
Мечеть Фатих в одноименном районе. Еще одна из имперских мечетей и одна из самых больших в городе! Данное строение восстановлено в 1771 году на месте уничтоженной землятресением 1766 года мечети, воздвигнутой в 1470 году по приказу Мехмеда 2 — Завоевателя. Того самого, которому покорился Константинополь, и именно здесь, на кладбище при мечети, находится его гробница, одна из главных городских святынь. Про Мехмеда вспомним еще при посещении крепости Румели Хисар.
А вот, наконец, и древние городские стены. Как мы видим, к ним тоже относятся весьма потребительски. Здесь, например, отгородили заборчиком нишу и хранят там мебель…
Со стенами соседствует довольно нелицеприятная часть города — настоящие трущобы, отдельные районы которых (цыганский Сокулеле, например), туристам рекомендовано не посещать даже днем. Но даже здесь я порой ловил на себе странные взгляды местных жителей.
Типичное жилище в этом районе. Попадаются и намного более ветхие, но жилые… Как-то не было возможности сфотографировать, потому что во многих из них из окон выглядывают мальчишки и женщины. Мусульманок фотографировать не рекомендуется.
Выбравшись из трущоб на берег Золотого Рога, я направился к холму Пьера Лоти. Неподалеку от него мое внимание привлек этот склеп, в котором покоится султан Мехмед V Решад (1844 — 1918). Известен он тем, что был первым конституционным монархом Османской империи, а мать его была черкешенкой. Мехмед много учился сам, а также способствовал просвещению населения. В конце своего правления был вовлечен в несколько войн, включая первую мировую, сопровождавшихся территориальными потерями. Скончался от сердечного приступа. Довели мужика.
Вид на холм Пьера Лоти снизу. Чуть правее турецкого флага находится смотровая площадка, к которой можно добраться пешком или на фуникулере (на фото видно две голубые кабинки над дорогой). В будний день очередь на фуникулер небольшая, в выходной — очень большая. Проще дойти вверх пешком и съехать вниз (вниз очередь меньше). Кабинки вмещают за один раз всего 16 человек. Подъем занимает не больше пары минут. Сам же холм является кладбищем.
Вид на противоположную сторону Золотого Рога с некоторым приближением. Кстати, у подножия холма находится последний судоходный причал Золотого Рога — Эюп. Дальше, вглубь, плавают только частные лодки, но смотреть там особо нечего, так как в последние десятилетия прибрежная зона была застроена промышленными предприятиями, и сейчас это просто груды ржавого железа.
В Стамбуле просто огромное количество кошек. Но так много, как на холме Пьера Лоти, их нет нигде в мире, как мне показалось) Их там просто сотни. Знакомьтесь, это кладбищенский Рыжик.
Вид с холма на Золотой Рог по направлению Босфора. На фото автомобильный мост Халич (метромост Халич находится намного дальше, отсюда его не видно. Вдалеке — мост бульвара Ататюрк.
Фуникулер, вид сверху. Момент разъезда кабинок. Как я понял, кабинки прикреплены к тросу намертво, а в движение приводятся за счет протягивания самого троса туда — обратно.
Обратно я решил вернуться на пароме с причала Эюп. Паром плывет зигзагом по Золотому Рогу, причаливая то к одному, то к другому берегу 🙂 На фото — какой-то военный музей рядом с причалом Хаскей.
Верхняя палуба парома устроена таким образом. Есть более открытые и более закрытые варианты кораблей. Пока плывешь, ходит дядька и продает бублики (симиты) и горячий чай. Чай стоит всего 2 лиры (меньше 30 рублей). Причем 2 лиры за чай — это еще дорого. По городу он стоит 1 — 1,5 лиры.
Паром с Эюпа пришел на Каракей, это противоположный по отношению к моей гостинице берег Золотого Рога, рядом с Галатским мостом. Поскольку до темноты оставалось много времени, я решил прогуляться пешком до дворца Долмабахче. Однако, к моему приходу дворец оказался закрыт, так что я решил пройти еще немного дальше до пристани Бешикташ и вернуться на пароме на тот же Каракей или Эминеню, что на моей стороне.
Сев на паром, как мне показалось, до причала Каракей, я забрался на верхнюю палубу. Но дальше что-то пошло не так 🙂 Вместо того, чтобы поворачивать направо в сторону Золотого Рога, наш паром поворачивал влево, в сторону азиатского берега Босфора))) Оказалось, что паром не до причала Каракей, а до причала Кадыкей. Поскольку я и так собирался побывать на азиатской части Босфора, я решил, что это знак судьбы. Тем более, что до заката еще было пару часов, проезд стоит недорого, а мобильная карта, работающая без интернета, установлена у меня на телефоне.
А это уже причал Ускюдар азиатской части Стамбула, куда я пришел пешком с причала Кадыкей (расстояние между ними примерно 5 км). Пройдясь по азиатской части, я нашел ее намного менее интересной. Под Босфором проходит евразиатский платный автомобильный тоннель, а также линия стамбульского метро Мармарай. Также через Босфор есть 2 платных автомобильных моста. Многие жители при этом предпочитают более дешевый способ — автомобильный паром, который ходит довольно регулярно от Эминеню до Кадыкея.
Недалеко от причала Ускюдар находится еще один символ Стамбула — Девичья башня, которую писал на своих полотнах Айвазовский. Честно говоря, я запутался, в каком году была построена именно эта башня, так как она много раз была разрушена то завоевателями, то пожарами, то землетрясениями, и чего в ней только не было: от маяка и тюрьмы до изолятора во время эпидемии холеры. Как-то даже устроили в ней хранилище цианида. Ну а сейчас в башне располагается ресторан. Почему же башня называется Девичьей? Существует несколько легенд разной степени правдоподобности)
В итоге я благополучно добрался до Эминеню и пошел в гостиницу смотреть футбол) Недалеко от моего балкончика находилась крыша соседнего более низкого здание (фото с зумом). Долго не мог понять, кто это хохочет на улице, особенно ночью. Оказалось, что это ацтекские хохочущие чайки, которые располагаются тут на ночлег. Причем хохочут они довольно жутко — поднимают голову вертикально вверх или даже закидывают голову за спину — и в таком положении воспроизводят свою «песню». Взрослые чайки белого цвета, а на фото серые птенцы. Они не хохочут, а жалобно попискивают.
Расширенная галерея этого дня: