Стамбул, день четвертый

Крепость Румели Хисар.

Предыдущий день.

28 июня я решил доехать до крепости Румели Хисар. В отличие от прочих достопримечательностей, она находится на отшибе, даже на метро нужно сделать 2 пересадки. Кстати, при каждой пересадке в Стамбуле нужно снова оплачивать проезд. Посмотрев по карте, как пройти, я доехал до станции Университет Богазичи и пошел прямо, но оказалось, что вход на территорию запрещен и надо идти в обход. Собственно, дорога вела серпантином вниз по холму. На фото не очень хорошо видно, но уклон дороги впечатляет! При минусовой температуре тут просто горка.

Серпантин вывел меня на берег Босфора. Вообще, этот район, как я понял, для очень зажиточных турок, поскольку дома, мимо которых я проходил, больше похожи на шикарные виллы, а весь берег превращен в причал, где стоят многие десятки роскошных яхт. Но я специально сфоткал пару простых рыбацких лодок. Ширина Босфора здесь не превышает 900 метров. Но еще уже он возле крепости Румели Хисар (порядка 830 метров), чем и обусловлено ее расположение.

Добравшись, наконец, по этой жаре до крепости, я долго не мог найти, где же у нее вход 🙂 Мощные стены и бастионы неприступно возвышались надо мной. Заросшие плющом стены производят потрясающее впечатление.

В общем, я понял, что зашел не с той стороны, и снова спустился с горы к Босфору. Неподалеку находится второй мост через Босфор — Истанбул Чевре.

Посещение стоит всего 10 лир, один из самых дешевых билетов, а интереснее той же Цистерны Базилики в разы! В «предбаннике» крепости скромно сложены каменные ядра, которыми стреляли по проплывающим по Босфору кораблям. Ну и различные орудия разных эпох.

Крепость была построена на берегу Босфора в самой узкой его части по приказу Султана Мехмеда второго Фатиха — Завоевателя (того самого, про которого я уже много писал) в 1452 году напротив крепости Анадолу Хисар, построенной его дедом (с противоположной стороны Босфора) и была предназначена для того, чтобы отрезать Константинополь от Чёрного моря и начать подготовку к его штурму. Две крепости, отстоящие друг от друга менее, чем на 900 метров, делали проход Босфора в этом месте смертельным для любых судов того времени, так как проплыть незамеченным было невозможно, а в случае затопления судна спасшихся членов команды ждала неминуемая смерть на берегу…

Видны остатки той самой крепости Анадолу Хисар на противоположной стороне Босфора, построенной дедом Мехмеда Второго — Баязидом Великолепным.

Но самое интересное даже не это, а то, за какой срок была построена эта громадина. Крепость была построена всего лишь за 4 месяца и 16 дней! На строительство было привлечено более 1000 мастеров и 2000 строителей.

Маршрут по крепости устроен таким образом, что ты постепенно поднимаешься змейкой все выше и выше на холм. На тот момент я даже не подозревал, что можно будет подняться на башню, поскольку на всех лестницах, ведущих на стены, висели предупреждающие таблички, что взбираться на укрепления запрещено.

После падения Константинополя крепость потеряла свое стратегическое значение, после чего использовалась в различных целях: была тюрьмой, была таможенным постом, какое-то время внутри просто строили дома и жили люди. Были и разрушения, связанные с землетрясениями. Затем многие десятилетия она была в запустении, и лишь в 50-х годах 20-го века была приведена в божеский вид и открыта как музей.

Сейчас крепость утопает в буйной растительности. Очень красиво! Среди плодовых деревьев удалось распознать инжир. Мечеть отстроили сравнительно недавно (на фотографиях недавних лет вместо нее я видел остатки минарета). Сбоку от мечети расположен амфитеатр, где периодически дают концерты.

Нужно сказать, что башня — настоящее чудо инженерной мысли. К сожалению, большинство внутренних помещений были не освещены, так что приходилось искать дорогу фонариком на телефоне. Башня имеет винтовую лестницу по окружности, несколько центральных залов (не знаю, жили в них или хранили боеприпасы), а также большое количество боковых комнатушек с окнами и бойницами, из которых можно было вести обстрел Босфора. В некоторых комнатах сделаны очаги в стенах, имеющие индивидуальные воздуховоды на крышу башни.

Верхняя часть башни выполнена в виде купола, который также мог быть использован для сбора дождевой воды для питья (слева посередине видно сливное отверстие, через которое вода уходила по специальному акведуку к основанию.

Ну и, наконец, вид с самого верха, ради которого стоило пройти эти километры по жаре. Он завораживает.

Расширенная галерея этого дня: