Во время своего повторного визита в столицу дальневосточного региона я обратил внимание на огромное даже по московским меркам количество объектов стрит-арта, что не может не радовать. Что может быть лучше, чем украшение унылых фасадов и заборов яркими образами? А если они ещё и имеют под собой историческую подоплёку и географическую привязку, то вдвойне интересно разобраться в нюансах. Вот я и решил по прошествии некоторого времени разобраться: что к чему, кто изображён и кто автор.
Начать, наверное, следует с огромного мурала с изображением амурского тигра на въезде в город со стороны аэропорта. Правильно говорить именно мурал, а не граффити, когда речь идёт о согласованной росписи крупных объектов городской инфраструктуры. Граффити — это, в свою очередь, преимущественно нелегальное нанесение небольших надписей и изображений, зачастую с использованием трафаретов для ускорения процесса. Итак, возвращаемся к тигру. Изображение расположено на торце 12-этажного дома и занимает площадь более 700 квадратных метров. Впечатляет! И ведь этот дом строился специально именно таким образом, чтобы торец мог быть использован для какого-то приветствия гостей города, но в советское время дальше замысла не пошло, а до недавнего времени торец вообще был занят рекламными баннерами. И вот, наконец, русскому географическому обществу и центру «Амурский тигр» удалось согласовать с администрацией города и с жильцами дома тематическую роспись. Автор эскиза — петербуржец Виктор Гаус, исполнители — арт-сообщество «33+1» из Владивостока. Как по мне, получилось очень удачно. Красивый и сильный зверь, настоящий хозяин дальневосточных лесов, внимательно следит за прибывающими в город.
Если двигаться дальше в сторону исторического центра, по правую руку располагается территория некогда фабрики «Заря», переоборудованная в модном нынче стиле «лофт», который мне тоже по душе. Само пространство сейчас позиционируется как центр современного искусства. Не знаю, как оно там внутри, но судя по сайту, в центре проводятся выставки и мероприятия творческой направленности. Есть на территории и простые офисы, которые можно арендовать для своих сотрудников. Поскольку я катался по «Заре» на велосипеде, внимание моё привлекали именно уличные объекты. Ниже фотография мурала Дмитрия Аске, художника из Москвы. «Поворотный момент» — это работа о внутренней борьбе и выборе пути в минуты принятия важных жизненных решений.
На стене цеха №7 можно увидеть мурал с изображением ствола дерева, который несут пять человек. Автором работы стал французский художник Антуан Мартине, расписавший стену в рамках акции «Ночь музеев» 18 мая 2019 года. Сюжет мурала — ствол огромного кедра, который несут пятеро рабочих, — отсылка к инсталляции скульптора Джузеппе Пенона «Версальский кедр» и попытка обратить внимание на отношения между людьми и деревьями и необходимость бережного отношения к природе. Помимо стрит-арта Антуан увлекается разработкой дизайна обложек виниловых пластинок и винных этикеток.
Еще одна крупная картина — надпись «Fate» («Судьба») с сухим стволом, на который намотана материя, на переднем плане. Автор работы Стас Багс, 2016 год. К сожалению, я не смог найти описание задумки, в том числе и на странице Стаса в инстаграме.
Есть и на «Заре» свой амурский тигр. Автор работы Слава ПТРК из Москвы. К слову о тиграх, амурский (он же уссурийский) тигр является самым крупным среди своих собратьев и единственным, приспособившимся к жизни на снегу, в том числе благодаря наличию 5-сантиметровой жировой прослойки на брюхе. Вес взрослого самца превышает 200 кг, самки — 150 кг, кормовые участки составляют до 800 и 500 квадратных километров соответственно. В сутки взрослому тигру необходимо для пропитания около 10 килограммов мяса. В отличие от бенгальских собратьев, амурские тигры практически никогда не нападают на человека. По разным оценкам популяция этого хищника составляет от 450 до 600 особей, часть из которых проживает на приграничных с Россией территориях.
Ну и конечно сложно пройти мимо огромной надписи «Эй ты, люби меня» во всю стену рядом со входом на территорию «Зари». Автор работы — Тимофей Радя, художник из Екатеринбурга. По задумке автора на стене должна была красоваться совсем другая надпись, но в процессе погружения в «культурную среду», а именно, во время прогулок по Владивостоку, ему на глаза попалась эта фраза на одном из гаражей в спальном районе города, и было решено нарисовать именно её.
Переместимся теперь с территории фабрики «Заря» в исторический центр города. На торцевой стене дома 6 по улице Пограничной в сторону сквера городов-побратимов смотрит огромный мурал «Сюда заглядывал Бурлюк». Авторы работы — специалист по крупномасштабным портретам из Южно-Сахалинска Герман Алкидный и художник Ашот Бабыкин. В основу композиции легла самая известная фотография Давида Бурлюка с нарисованной на щеке птицей, — так эпатажно он выглядел в пору работы конферансье в клубе. Человек неординарный и творческий, авангардист, футурист, поэт и художник, он заряжал своей энергией и был центром притяжения творческой интеллигенции Владивостока 19-20х годов 20 века. Рождённый в Украине, художественное образование он получал там, затем в Германии и Франции, а уже после и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Маяковским и откуда вместе с ним был исключён за «нарушение общественного порядка». Во время гражданской войны был вынужден бежать с семьёй на Дальний Восток, куда прибывали и многие другие представители интеллигенции, поскольку жизнь здесь была менее опасной, но не менее бурной, поскольку приходили в столкновение культуры разных народов. И вот именно этот период — уже столетней давности — запечатлён на мурале. Дальнейшая судьба Бурлюка сложилась подобно судьбам многих других российских диссидентов — он вынужден был эмигрировать сначала в Японию, а затем и в США. В 50-х годах прошлого века он изъявлял желание вернуться на родину, но советские власти не позволили ему это сделать, так что Давид так и умер в эмиграции в 1967 году, а его прах, согласно завещанию, был развеян над Атлантикой.
Немного левее, в том же сквере городов-побратимов, есть ещё как минимум две интересные работы, притягивающие к себе внимание. Первая — это мурал с изображением Дерсу Узала, выполненный художником из Санкт-Петербурга Михаилом Утеевым (он же Wert159). Площадь картины 120 квадратных метров, на её создание у автора ушло 5 дней работы и более 20 литров краски, а работать пришлось различными инструментами: аэрозолем в баллончиках, краскопультом, валиком и кистями.Уже в 2006 году Михаил увлёкся нелегальными граффити, с 2008 по 2012 годы обучался на архитектора в Окленде (Новая Зеландия), но по завершении обучения решил всё же сфокусироваться именно на искусстве, а не на архитектуре, чему виной послужила чёткая иерархия в архитектурном бизнесе РФ, необходимость многолетней рутинной работы без возможности самовыражения (как это знакомо!). Работы Михаила яркие, контрастные, совмещают его любовь к портретной графике, абстракции и типографии. Поговорим же немного и о Дерсу Узала.
Наверное, мало кому известно это имя, тем не менее, это реально существовавший человек, коренной житель приморья, удегеец, охотник, проводник и добытчик пушнины. Хотя имя его несколько изменено (реальное Дерчу Оджала), именно он был одним из основных проводников и участников экспедиции 1906-1907 годов Владимира Арсеньева, выдающегося русского путешественника, географа, этнографа и писателя. Целью экспедиции было исследование труднопроходимых районов Уссурийского края и Сихоте-Алиньского хребта. За время экспедиции Арсеньев настолько сблизился со своим проводником, что сделал его героем своего одноимённого романа, вышедшего в 1923 году. Судьба Дерсу сложилась трагически. В 1908 году по приглашению Арсеньева он прибыл в Хабаровск, чтобы пожить у него в гостях, однако охотник тяготился бытом большого города, вскоре затосковал и отправился в обратный путь, в Приморье, пешком. Ночью 13 марта 1908 года он ночевал в лесу у костра неподалёку от железнодорожной станции Корфовская, и огонь привлёк внимание беглого каторжника Козлова, который напал на пожилого охотника с целью ограбления и убил его. Ценных вещей у Дерсу не было, и добычей грабителя стала только старая охотничья винтовка… Память Дерсу Узала увековечена гранитной плитой на месте его гибели, памятником в городе Арсеньев (Приморский край), ну и конечно, романом Владимира Арсеньева.
По соседству с Дерсу красуется огромный мурал амурского тигра. Его авторы — художники из города Кохима индийского штата Нагаленд — Винизотио Тасе и Кисавику Крис Саче — участники так называемой группы «Проект 72 часа», в которую также входят скульпторы, музыканты и звукорежиссёры. Художники ранее никогда не были в России и не видели моря, поэтому были в восторге от Владивостока. Что касается изображения, то с их слов, им доводилось видеть живых бенгальских тигров у себя на родине, и это сильно помогло им в создании образа амурского тигра.
Через дорогу от сквера находится очень дорогой и пафосный ресторан «Миллионка», названный в честь одноимённого злачного района Владивостока былых лет. Торец соседнего с рестораном здания красочно расписан Петром Работником и Натальей Плотниковой (арт-сообщество «33+1»). Многоликий и многоязычный мир Владивостока можно рассмотреть на этой росписи, наполненной скрытыми знаками и героями — корейцами, японцами, китайцами, русскими и американскими моряками. По самой «Миллионке» я также немного побродил — а это десятки проходных дворов-колодцев с нагромождением весьма колоритных архитектурных форм. Несложно представить, как шумно и опасно здесь было в былые годы.
Соседний забор расписан очень яркими и красочными орнаментами с тиграми и змеями, автор работы — художница Ирина Епифанова.
В подворотнях встречаются колоритные персонажи, вылепленные из цемента — совместный проект арт-сообщества «33+1», газеты «Миллионка», НП УК Эгершельд и компании «Востокцемент». Это целый проект, реализованный ещё в 2010 году. Серия «Обитатели Миллионки» насчитывает семь барельефов, из которых я самостоятельно смог найти пять («Наташа и интервент», «Король Миллионки, «Японский городовой», «Поэт» и «Художник»), ещё два где-то спрятались («Хаскелл» и «Китаец-водонос»).
Неподалёку отсюда, на Алеутской улице, красуется мурал «Мистический алеут», имеющий сразу несколько отсылов. Так, именно Алеутская улица, а не Светланская, многими историками считается первой улицей города (на мой взгляд это более логично, так как она идёт не вдоль моря а уходит в портовую часть города, на мыс Эгершельд, где приставали первые корабли). Также на мурале алеут делает селфи на фоне стоящей вдалеке шхуны российского императорского флота, имя которой «Алеут». Шхуна входила в состав сибирской военной флотилии и занималась исследованием побережья Дальнего Востока. В 1867 году «Алеут» прибыл во Владивосток, который на тот момент ещё не был городом. В месте высадки на берег моряки построили казарму и несколько других домов, отсюда и пошло название улицы. В 1877 году судно получило пробоину и село на мель вблизи японских берегов. Экипажу долгое время пришлось жить в японской деревне Сетанай, пока за ними не пришло другое судно. Часть моряков забрал клипер «Абрек», часть — шхуна «Ермак». В обоих случаях спасению моряков сопутствовала бушевавшая стихия, которая во второй раз даже перевернула баркас, доставлявший моряков на корабль, и 13 человек утонуло. Картина, как и многие ранее показанные, написана арт-сообществом «33+1».
Подворотни владивостокского пешеходного «Арбата» (первый квартал улицы Фокина) просто ломятся от всевозможных арт-объектов, часть из которых носит рекламную функцию, а часть именно художественную. Особенно мне запомнилась серия рисунков по мотивам местных достопримечательностей — мосты, маяк, море, выполненных командой @WedrawVl и @Art-Rodina по эскизам, как я понял, Алисы Колодовой. Есть на рисунках и знаменитая лисичка с Русского острова, которую мне доводилось видеть лично в 2018 году.
Немного дальше на Фокина есть ещё один мурал с амурским тигром, озирающим с утёса свои земли. Рядом с ним лежат долблёные лодки коренных жителей — охотников и рыболовов. Подписи на картине говорят, что она была создана при поддержке центра «Амурский тигр» (как и огромный тигр на въезде в город), а ссылка @mikeneko.art ведёт на тату-салон. По всей видимости, в разработке изображения приняли участие мастера-художники этого салона, большей информации мне найти не удалось.
Набережная Цесаревича хотя и благоустроена, но чувствуется на ней какая-то незаконченность, запустение, особенно в вечерние и ночные часы. Казалось бы, поставь траки со стрит-фудом, сделай музыку, и молодёжь будет здесь тусоваться до утра. Но пока что ничего этого нет, и вечером тут делать абсолютно нечего. Единственное, на чём останавливается взгляд — это картина Василия Галактионова, оставшаяся здесь с фестиваля Artist Bazar. Маленький ребёнок тянет пухлую ручку к пустующей лавочке.
Немного особняком стоит серия муралов площадью более 500 квадратных метров на Нерчинской улице. Если бы не велосипед, я бы точно туда никогда не попал, а так решил заехать в крутой подъём, и моим глазам предстало это. Уже знакомые герои, о которых говорил выше — Владимир Арсеньев и Дерсу Узала, на этот раз сидящие в уссурийской тайге у ночного костра. Охотник, жестикулируя руками, рассказывает руководителю экспедиции какую-то легенду или байку из личной жизни, вокруг стелется туман, на дереве сидит сова, а неподалёку крадётся тигр. Эта часть композиции нарисована в июне 2020 года ко дню России.
Правее мы видим того же Владимира Арсеньева, но уже по прошествии многих лет после его славных экспедиций, и он как бы возвращается в своих воспоминаниях к событиям минувших дней. А ещё правее — тот же Арсеньев, но в детстве, когда он мог только мечтать о дальних и опасных путешествиях, тайком читая о них по ночам под одеялом в родительских книгах.
Завершает композицию изображение амурского тигра, пристально глядящего на нас из своего укрытия, и взгляд этот не предвещает ничего хорошего, если мы не оставим его владения в покое. Вторая и третья части композиций нарисованы той же командой из 15 человек @Privetzdarova осенью 2020 года в рамках фестиваля «Мосты». Всего на мурал было израсходовано более 400 баллонов с краской и несколько дней кропотливого труда.
В завершении экскурсии по Владивостоку отправимся на Эгершельд, мимо железнодорожного вокзала (конечная станция транссибирской магистрали, 9288-й километр), на Верхнепортовую улицу. Ещё в прошлый свой приезд мне запомнились тут некие арт-объекты на подпорной стенке, но с тех пор всё изменилось: старые рисунки обветшали, и было принято решение очистить и подготовить стену, после чего отдать её под оформление новым уличным художникам, приурочив событие к ежегодному фестивалю «Мосты». На первой картине изображён моряк, задремавший в своей лодке за чтением книги. Дмитрий Лучинин, автор мурала, рассказывал в интервью, что этот моряк — собирательный образ нескольких его друзей. На тот момент работа еще не была закончена и он размышлял: дорисовывать ли лицо или оставить героя безмолвным. Как мы видим, моряк хранит молчание по сей день.
Далее мы видим картину художника из Петропавловска-Камчатского Артура Нагуманова. И действительно, есть на ней и извергающийся вулкан с потоками лавы, и отважный вулканолог, спускающийся в защитном костюме в кратер вулкана для исследования его активности. Как сказал в интервью Артур, он привнёс во Владивосток немного огня из страны вулканов или страны «спящих драконов», как называют Камчатку.
Один из самых больших муралов на этой стенке изображает человека, случайно наступившего ногой на маленький кубик конструктора «Лего», разбросанного по дому его ребёнком. Довольно таки житейская и при том комичная ситуация. Автор работы, Артём Андрианов, изобразил самого себя в роли потерпевшего.
На следующей картине изображена девушка, облизывающая щёку кошке. Автор, Сергей Мотофанов, участник той самой команды @PrivetZdarova, выполнившей цикл рисунков на Нерчинской, также их отдельные работы встречаются в арках на улице Фокина. Сергей так комментирует изображение: кот на рисунке — его домашний питомец, коренной житель Владивостока (я проверил его инстаграм, действительно кот в наличии), был сфотографирован в сонном виде с примятой мордочкой. Девушка взята из рекламы мороженого. Далее путём наложения двух изображений получился сюжет рисунка.
Ещё одна интересная картина за авторством Романа Захарченко — девушка за осколком зеркала, в котором отражается некая безликая сущность. В работе использованы приёмы 3D (объёмное изображение), а также спрятан некий шрифт, который при желании можно распознать в хитросплетении линий.
Есть, конечно, и многие другие достойные работы, не попавшие в моё поле зрения. Хочется верить, что многие ещё и появятся в ближайшие годы, потому что традиция обогащать городскую среду кажется мне очень удачной. Кто знает, может быть, через пару-тройку лет я снова отправлюсь на другой конец нашей страны, чтобы повидаться с друзьями, поплавать в море, покататься на велосипеде, поесть азиатский стрит-фуд и полюбоваться работами уличных художников со всего мира.
Больше фотографий арт-объектов Владивостока можно посмотреть в галерее: